Окончание. Начало в номере №51, 24.12.2020 г.


НА ЗАРЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

В кулинарном смысле 60-е годы стали знаменательными - они принесли с собой значительные перемены в традиционное новогоднее меню. Уходили (но не в прошлое, а на второй план) винегреты, пироги и жирное жаркое. Приходили оливье, запеченное мясо и заварные пирожные.

В столовых и ресторанах для экономии времени трудящихся появились «столы заказов». Туда заранее звонили по телефону, а после работы покупали к новогоднему столу что-нибудь вкусное. Престижные предприятия общепита перед новогодней ночью заманивали уссурийцев за столики и предлагали вкусно поесть под звуки популярной музыки на фоне елочки. Но эта услуга туго приживалась в городе. Пользовались ей холостяки-офицеры, командировочные и не отягощенные материальными заботами пары.

Семейный стол, где все приготовлено своими руками, по-прежнему оставался в приоритете. Рецептура блюд передавалась от мам дочкам, переписывалась на листках и в тетрадках подругами и родственницами.


К цитрусовому аромату в домах начал примешиваться запах хвои. В 1961 году Уссурторг продал более 500 елок, и с каждым новогодним праздником это число возрастало.

Тогда же в Уссурийске, Находке и Партизанске появились ретрансляционные ТВ-станции. С этой поры не только во Владивостоке, но и по всему Приморью вырос объем телевизионного вещания. Передачи велись ежедневно по 3,5 или 4 часа, а количество проданных телевизионных приемников в крае выросло до 32 тысяч.

Но главное, что увидели уссурийцы утром 1 января 1963 года, - новогодний «Голубой огонек». Правда, тогда в телеэфире главными гостями были не представители богемы, а передовики производства, Герои Советского Союза, спортсмены, деятели науки и искусства.

Телевизор в те годы был довольно дорогим удовольствием. Купить его могли единицы, ведь стоило это чудо научной мысли от полутора до двух зарплат рядового рабочего. Поэтому люди для просмотра любимых передач собирались большими компаниями. Туда же, к телеприемнику, отправляли малышню, чтобы те не мельтешили за столом вместе со взрослыми.

НАТИСК ОБЩЕПИТА

После того как в СССР в 1965 году заработала спутниковая система передачи телевизионных программ «Орбита», в Приморье начался настоящий бум покупки телевизоров. К концу десятилетия в крае их уже насчитывалось более 80 тысяч. Украшенная елка и «Голубой огонек» постепенно становились непременными атрибутами, без которых новогодний стол был немыслим.

Уссурийцы буквально сметали с прилавков заводские елочные игрушки. Так, накануне наступающего 1966 года уссурийский торговый отдел при копеечной стоимости украшений продал их населению на сумму более 30 тысяч рублей.

С 1963 года в СССР наращивали промышленный вылов кальмара. Первые добычи головоногого моллюска составляли всего 50 тонн, но за пять лет эта цифра выросла в 40 раз. Население стали приучать к потреблению столь ценного источника белков.

В конце 60-х начались эксперименты по закладыванию промышленных плантаций ламинарии (морской капусты) на Сахалине, которые очень быстро дали первые результаты. Так на столах приморцев появились салаты, со временем названные дальневосточными.

В магазинах продавали много рыбных консервов, от дешевых «Кильки в томате» и «Кальмара в собственном соку» до особо ценных «Кеты», «Горбуши».

Специалисты горпищекомбината к 100-летию города разработали и утвердили в главке технологию выпуска двух видов салатов: «Уссурийский» и «Домашний». Во время дегустации были отмечены их хорошие вкусовые качества. Но, к сожалению, нам так и не удалось восстановить рецептуру этой продукции.

Несколько видов тонко порезанной магазинной колбасы на столе стали символом достатка в доме.

В это же время работники уссурийских предприятий общественного питания стали проводить предпраздничные выставки-продажи кулинарных и кондитерских изделий в микрорайонах города. На них можно было не только прикупить что-нибудь вкусное, но и получить консультации по приготовлению и оформлению блюд, заказать столик в кафе или ресторане.

С БРАТСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Но даже под таким давлением общепита домашние рецепты не утратили актуальности. Каждый Новый год становился кулинарным триумфом хозяек, стремящихся накормить семью и гостей собственноручной стряпней.

70-е годы прошлого века можно назвать периодом оккупации новогодних столов многосоставными салатами и консервацией.

На прилавках время от времени появлялись овощные и фруктовые консервы от фирмы «Булгарконсерв»: баклажанная икра, фасоль в томате, помидоры в собственном соку, компоты из персиков и черешни. Считалось удачей купить консервированный горошек, лечо или конфитюр под венгерским брендом Globus.

Наши дачники моментально взяли на вооружение рецепты из братских социалистических стран. Вскоре повсеместно к Новому году из чуланов вынимались собственноручно закатанные банки, содержимое которых с гордостью ставилось на праздничной стол.

Одномоментно и словно ниоткуда появилась привычка готовить селедку под шубой. До сих пор нет единого мнения, кто придумал этот салат. Считается, что это народное творчество. Известно одно - почти на пять десятков лет он стал для приморцев неотъемлемым символом праздника.

1 января 1976 года по первой программе телевидения был впервые показан фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», позже ставший культовым. И под следующий Новый год все женщины страны бросились экспериментировать с заливным из рыбы.

О НАПИТКАХ

В СССР водка во все времена оставалась алкоголем № 1. На праздничный стол старались поставить легендарную «Столичную», рецепт которой предусматривал мизерную добавку сахара, и «Московскую особую».

В 1972 году в продажу поступила водка под маркой «Русская» - среднего качества, на дистиллированной воде и с небольшим количеством корицы. С 1976 года на прилавках появилась «Пшеничная» на зерновом сырье и крепкая (45°), но при этом довольно мягкая «Сибирская».

В ассортименте были также представлены водки со вкусовыми и ароматическими добавками: «Лимонная», «Перцовка» и «Зубровка».

Крепкие напитки на новогоднем столе не стояли одиноко. Особой народной любовью пользовались крепленые вина и портвейны, не имеющие никакого отношения к их португальскому тезке. Купить их можно было даже в розлив.

Были в продаже и марочные вина - грузинские, молдавские, крымские. Счастливчикам удавалось добыть напитки из стран соцлагеря - венгерские, румынские и болгарские.

Впрочем, уссурийские мужчины с удовольствием отмечали Новый год, запасшись бидончиком-другим разливного пива, которое выпускал городской пивзавод. Говорят, что в те времена у него и вкус был другой, и аромат. С вяленой корюшкой или балыком пенное становилось настоящим лакомством.

Был еще сидр, а для детей - сладкие напитки и соки в трехлитровых банках. На стол обязательно ставились «Лимонад», «Дюшес» или «Буратино» производства Уссурийского горпищекомбината и, конечно же, морсы из домашнего варенья и компоты из дачных фруктов.

На заре 80-х годов большинство уссурийцев праздновали Новый год за богато заставленными столами. И было им невдомек, что уже скоро на смену кажущемуся изобилию придет эпоха тотального дефицита, правительство начнет антиалкогольную кампанию, за которой последуют «гласность» и «перестройка», а после - перестанет существовать страна, в которой они родились.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива «К».

Поделитесь ...