Праздничный стол во все времена не просто отражал достаток семьи, но и красноречиво характеризовал ту или иную историческую эпоху.


На снимке: мастер мельницы масложиркомбината им. Микояна Георгий Антонович Козко, его сын Виктор Георгиевич, жена Елизавета Трифоновна и невестка Галина Михайловна встречают Новый год. Фото Е. Абезгауза. Новый, 1950 год.

Ни один праздник в России не обходится без накрытого стола. И в периоды кризисов, и в более благополучные годы наши люди всегда старались угостить близких чем-то особенным. Тем более если довелось собраться в ночь с 31 декабря на 1 января.

Праздничный стол во все времена не просто отражал достаток семьи, но и красноречиво характеризовал ту или иную историческую эпоху. Поэтому мы решили побольше узнать о новогодних кулинарных традициях, бытовавших в Уссурийске во времена Советского Союза.

КОМУ И СКОЛЬКО ГРАММОВ ХЛЕБА

С 1937 года, когда правительство окончательно вернуло народу запрещенный было праздник, советские люди стали собираться вечером за столом, встречая Новый год. Детям вручались сладкие подарки, а у взрослых появился повод пропустить стопку-другую под хорошую закуску, душевно поговорить и помечтать о лучшей жизни. Долго не засиживались. Ведь 1 января был обычным рабочим днем.

В Великую Отечественную войну страна жила под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». На праздничный стол в военные годы люди ставили то, что могли достать. Карточная система по нормированию продуктов в Приморье просуществовала с 1941 по 1947 год. При этом именные карточки выдавались только горожанам. Жителям села надлежало самим себя прокормить.

Норма была низкой, сродни современной продовольственной корзине для определения прожиточного минимума. Зависела она от социальной группы. Так, до 1943 года рабочему завода выделялось до 600 граммов хлеба в день, инженеру - до 500 граммов, иждивенцу - до 400 граммов, ребенку - до 300 граммов.

Рабочий в среднем получал от 600 до 800 рублей. При этом килограмм говядины по карточке стоил 12 рублей, килограмм гречки - 4,3 рубля, а на рынке их цена доходила до 300 и 250 рублей соответственно. Бутылка водки (50°) при нормированной торговле оценивалась в 80,5 рубля, при коммерческой - до 190.

Старожилы признаются, что жили скудно, но не голодали. Спасало то, что город Ворошилов (ныне Уссурийск) тогда застраивался частными домами. Практически при каждом имелись огород или подворье. Кроме того, подсобными хозяйствами обзавелись почти все предприятия.

НОЧЬ, КОГДА ЖЕНЩИНЫ НАРЯЖАЛИСЬ В ШЕЛКА

После Победы страна постепенно восстанавливалась. Набирал популярность и Новый год. В 1948 году 1 января сделали выходным, и с этого времени праздник стал по-настоящему любимым и народным. Тогда же стали зарождаться и знакомые нам сегодня традиции.

Новогодняя ночь отличалась от других советских торжеств. Она не была общественно-политическим мероприятием и постепенно становилась семейным праздником, добрым и теплым. Люди собирались большими компаниями, нарядно одевались, ждали по радио боя курантов, наливали вино в бокалы.

Вот, к примеру, как описывает газета «Коммунар» новогодний стол и встречу 1950 года в семье мастера мельницы МЖК Георгия Козко.
«Когда до Нового года остался ровно час, Георгий Антонович […] не выдержал: - Да долго вы еще будете таскать? На стол некуда ставить… Женщины, отшучиваясь, делали свое дело.

От нечего делать обошел вокруг праздничный стол, поправил салфетку, отошел от него, полюбовался. Домашняя колбаса, изумрудные огурчики, блюда пахучего жаркого, ломтики сала, горки котлет и всякой всячины. Посредине, словно шпили башен, возвышались бутылки и бутылочки с живительной влагой зеленоватого и пурпурно-золотистого оттенков.

Из комнаты выплыли, именно выплыли, а не вышли разряженные в шелка женщины. […] А Новый год между тем приближался. Умолкли последние звуки вальсов, передаваемые по радио, и величавым звоном кремлевские куранты возвестили миру о начале грядущего года».

ТОТ САМЫЙ ЗАПАХ МАНДАРИНОВ

В 50-е годы в больших семьях, а то и с соседями заранее договаривались, что подаст к столу хозяйка. У каждой было свое коронное угощение: буженина или мясной рулет, тушеная или жареная утка, приготовленная в особом соусе рыба. Несмотря на призывы Ворошиловторга покупать готовую еду и полуфабрикаты в столовых и ресторанах, готовить старались дома.

Загодя крутили мясной фарш и потом делали из него или котлеты, или голубцы, или все сообща лепили пельмени. Холодец всегда считался хорошей мужской закуской к крепкому алкоголю. Что касается колбасы, то в приоритете была натуральная домашняя. Магазинную покупали редко, ради «баловства и престижа».

В дополнение на стол выставляли порезанное сало, соленые огурчики и помидорчики, грибы со сметаной, консервы. Из корнеплодов готовили винегрет. Замерзшая капуста, квашенная осенью вместе с зелеными помидорами и уссурийскими яблочками-ранетками, вырубалась из бочки, вымачивалась, приправлялась луком и перцем, сверху слегка присыпалась сахарком. Так из самых простых продуктов рождался «мировой» закусон.

Именно на рубеже 40-50-х годов в дома уссурийцев ворвался новогодний запах яблок и мандаринов. Экзотика поставлялась из соседнего Китая и из социалистической Абхазии. Правда, детям той поры иногда доставались слегка подмороженные фрукты, но волшебный аромат цитрусов они запомнили и передали нам, наверное, на генном уровне.

Из сладостей малыши получали шоколадные плитки, леденцы, монпансье, карамельки, ириски и батончики, часть которых выпускал местный горпищекомбинат. Большой редкостью были конфеты «Мишка на Севере», «Красная шапочка», «Белочка» и «Гулливер». Школьники под Новый год пополняли свои коллекции фантиками. Тем временем мамы доставали из кладовок цукаты из тыквы с сахаром, пекли кренделя, булочки с маком, хворост, пирожки или сладкие пироги.

Покупные пирожные были в те годы не в почете. Ими угощались на новогодних вечеринках и в буфете на «елках». А настоящим королем семейного праздничного стола стал торт «Наполеон». С тем, что сейчас продается под этой маркой, он не имел ничего общего и получался не у всех хозяек. Готовился из самых простых ингредиентов: мука, молоко, яйца, масло, ваниль. Но при этом требовал настоящего мужества от женщин. Таинство его приготовления длилось три дня.

Сперва особым образом пеклись ломкие коржи. Затем на протяжении многих часов вручную вымешивался крем. И только после этого торт оставлялся на ночь, а то и на две для пропитки. Утром 31 декабря вся местная детвора прыгала в нетерпении. Наступал самый желанный момент, когда можно было дочиста вылизать кастрюльку с остатками вчерашней сладости и заполучить обрезки от уже почти готовой «вкусняшки».

ВРЕМЯ ИДТИ В МАГАЗИН

Несмотря на то что еще в 1951 году на местном МЖК начал работу майонезный цех, заморскому соусу уссурийцы предпочитали обычную сметану. Город жил натуральным хозяйством, пока правительство не объявило о налоге на домашний скот. Накануне Нового, 1957 года в городе и селах вырезали «лишних» чушек и коров, а затем народ потянулся в магазины.

Почти одновременно в «Книге о вкусной и здоровой пище», а также в журналах «Работница» и «Крестьянка» появилось множество рецептов многокомпонентных салатов. Для майонеза наступал звездный час. Подогревали интерес к этому соусу предлагаемые местными рестораторами блюда и прибывшие из Москвы офицерские жены, знающие толк в фирменных закусках.

Именно так началось победное шествие по столам наших земляков салатов «Зимний», «Мясной» и «Столичный». Сегодня мы их знаем под общим названием «Оливье».

К началу 60-х годов прошлого века очереди в магазин за колбасой, мясом и рыбой накануне праздников стали обыденным явлением. Кроме того, после выхода на экраны кинокомедии «Карнавальная ночь» спрос на «Советское шампанское» перед Новым годом стал ажиотажным. Многие хотели поднять бокал шипучего вина под бой курантов, как это было показано в кино.

К тому времени одноэтажный Уссурийск уже начал расти ввысь. Семьи лишались привычных холодных кладовок. Частично исправить ситуацию в домах-хрущевках помогали балконы и встроенные под подоконниками ниши. В продаже появились первые холодильники. Окончательно укоренилась привычка запасать дефицитные продукты задолго до праздника. Особенно тщательно хозяйки оберегали от детей конфеты, а от мужей - спиртное.

Близится новый, 1961 год. Трудящиеся города приобретают елки. Только одним магазином № 2 Уссурторга продано более 500 штук.
На снимке: рабочая радиоузла Алла Грабко подбирает елку для своей Леночки.
Фото И. Желобова.

(Продолжение следует.)

Поделитесь ...