6 ноября 2001 года на страницах «Коммунара», первый и пока единственный раз за всю историю газеты, появилось открытое письмо редакции.


Постоянно в юбилейный для «Коммунара» год мы всей редакцией заглядываем в пожелтевшие от времени страницы архива, вспоминаем события минувших лет и рассказываем о них нашим читателям. Кому-то это нравится, кто-то называет такой подход ненужной тоской по прошлому. Однако мы считаем, что в старых публикациях порой можно найти ключ к событиям современности. Сегодня речь пойдет о беспрецедентном шаге, на который в свое время пошел коллектив издания, чтобы сохранить газету и уважение уссурийцев.

Предыстория одного письма

6 ноября 2001 года на страницах «Коммунара», первый и пока единственный раз за всю историю газеты, появилось открытое письмо редакции в адрес депутатов Думы города и района. Причиной этого стала попытка местных властей лишить издание независимости, а журналистов - собственного мнения.

Немного предыстории. Полугодом ранее главному редактору газеты было предложено подписать договор. Один из его пунктов требовал «предварительного согласования с администрацией содержания всех публикуемых материалов, прямо или косвенно затрагивающих вопросы деятельности администрации и (или) ее подразделений, а также Думы г. Уссурийска и Уссурийского района, либо содержащих оценку их деятельности».

Естественно, что на такие условия ни коллектив «Коммунара», ни главный редактор не согласились. Во все времена издание гордилось тем, что объективно описывало жизнь города и района, давало возможность высказаться людям, имеющим противоположные точки зрения, и не навязывало какие-либо выводы, предлагая читателям сделать их самостоятельно. А в новейшей истории страны редакция всегда избегала партийных и прочих пристрастий.

Приморское управление Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций дало однозначную правовую оценку этому документу, указав, что цензура средств массовой информации не допускается. Но уссурийским властным бонзам показалось, что законы писаны не для них. Тем более что этот эпизод был уже не первым среди их попыток прижать газету к ногтю.

Надуманный предлог

В конце октября 2001 года прошло заседание Думы, на котором под предлогом выбора официального публикатора решений власти состоялось настоящее судилище над «Коммунаром» и втаптывание издания в грязь. Пригласить же журналистов газеты на это неприглядное действо тогда или позабыли, или постеснялись.

Большую часть отпущенного на выступление времени в тот день два содокладчика из числа заседавших потратили на то, чтобы дискредитировать старейшее в городе издание и пролоббировать свои интересы. Представленные ими якобы факты в конечном итоге оказались или надуманными, или истолкованными в угоду клеветникам. Но этого оказалось достаточно, чтобы депутатский корпус практически единодушно (за исключением четырех человек) поддержал пламенную речь фальсификаторов.

В вину газете ставился даже рост налоговых платежей в бюджеты всех уровней с полученной прибыли, чего, по мнению выступающих, у общественной организации быть не может. Видимо, быть честным налогоплательщиком в то время было не очень модно.

Еще одним из множества пунктов обвинений стал мифический «благоприятствующий режим» использования редакцией муниципальных площадей. К слову, и в то время, и долгие годы спустя, вплоть до весны нынешнего года, «Коммунар» исправно заключал договоры аренды помещений и платил по счетам в полном объеме, пополняя городскую казну.

Поливали газету грязью на этом приснопамятном заседании долго и со знанием дела. Вишенкой на торте стало решение публиковать официальные документы в незадолго до этого появившейся малотиражной газете. Директором ее редакции являлся сын одного из депутатов местной Думы, а учредителем - коммерческая организация.

Оставить все произошедшее без внимания редколлегия и журналисты «Коммунара» не смогли. Тем более что высказать свое мнение по существу им попросту не дали. Так родилось открытое письмо, которое в пух разбивало все сфальсифицированные доводы докладчиков. Его подписали не только журналисты, а все без исключения работники редакции - 25 человек.

Вместо послесловия

Тогда, 19 лет назад, журналисты завершили открытое письмо риторическим вопросом: «Не станет ли следующим шагом выселение редакции газеты «Коммунар» из здания №66 по улице Некрасова?». Но выселения тогда не произошло. Постепенно наладилось конструктивное взаимодействие сторон конфликта. Шли годы. В коридорах власти появились новые лица, эффективные менеджеры.

И вот в годовщину своего 90-летия редакция старейшего в крае издания была вынуждена собрать вещи... А уже через пару месяцев в форме провокационного заголовка в одном из местных электронных СМИ была озвучена новость: «Вместо «Коммунара» будет «Официальный вестник Уссурийского городского округа», хотя на самом деле речь шла не о новом печатном издании, а о размещении в электронном виде в Интернете муниципальных правовых актов.

Говорят, что история развивается по спирали. Главное, чтобы спираль эта не стала закручиваться слишком лихо.

Дмитрий ПРОКОПЯК.

Поделитесь ...