Сухие строчки из книги приказов редакции нашей газеты. Сотрудники «Коммунара» ушли на фронт в первые дни официально объявленной мобилизации. Накануне 75-летнего юбилея Победы мы посчитали своим долгом о них вспомнить.

«В связи с уходом в РККА с 23 июля сего года произвести полный расчет. Бухгалтерии выплатить выходное пособие за две недели. Основание: повестка Ворошиловского горвоенкомата от 23.07.1941 года»…


Кто-то из них прошел всю войну «с лейкой и блокнотом», кто-то - с пулеметом, а от иных, как в песне, «не осталось порой имен». Но известно о них крайне мало. Публикуя те крупицы информации, которые нам удалось разузнать, надеемся, что читатели помогут восстановить часть истории нашего издания, а значит, и истории города.

Безвестный взвод

Когда книгу служебных приказов по редакции газеты, датированную 1941 годом, стала смотреть главный редактор Зинаида Избенко, она увидела там самое главное: записи о призыве в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.

Установить боевой путь этих людей только лишь с помощью открытых источников в Интернете оказалось невозможно. Делопроизводство в те времена было далеко от идеала. Поэтому в записях напротив некоторых фамилий отсутствовали не только должность, имя, отчество и год рождения, но даже инициалы. Писарь довольствовался короткой формулировкой «тов. Петренко» или «тов. Тутаринов».

И «Коммунар» взялся за поиск коллег - участников Великой Отечественной войны, не имея определенного опыта в этом нелегком деле. Самостоятельно смогли установить анкетные данные трех «коммунаровцев». Затем с помощью сотрудников военного комиссариата города Уссурийска сумели частично идентифицировать еще двоих.

Возможно, у кого-то из них в городском округе остались родственники или знакомые. Мы будем рады любым сведениям, которые помогут вырвать у безвестности эти имена и воссоздать события той поры. Ведь даже в судьбах людей, про которых удалось хоть что-то разузнать, остается немало белых пятен.

С лейкой и блокнотом

С первого дня войны указом Президиума Верховного Совета СССР в стране была объявлена частичная мобилизация военнообязанных 14 возрастов (с 1905 по 1918 годы рождения). На территории Дальневосточного фронта (ДВФ) она с 1 июля 1941 года осуществлялась скрытым порядком и была официально объявлена с 21 июля 1941 года.

Уже 23 июля «коммунаровцы» получили повестки из Ворошиловского (ныне Уссурийского) горвоенкомата. Первым в списке значился 33-летний художник-ретушер Виктор Пантелеевич Петренко. Про него нам известно, что конец Великой Отечественной войны он встретил в качестве литературного работника армейской газеты «На страже Родины» Приморской армии ПВО. В августе-сентябре 1945 года он участвовал в боевых действиях против японских милитаристов. Дослужился до звания капитана.

В тот же день военкомат призвал его сверстника, выпускающего редактора Илью Ивановича Тутаринова. Опытный газетчик с ноября 1942 года воевал в составе Брянского, Северо-Западного, 1-го и 2-го Прибалтийских, Ленинградского и 2-го Белорусского фронтов. В ноябре 1943 года он вошел в состав редакции фронтовой газеты «Артиллерийский залп» 15-й артиллерийской Ленинградской Краснознаменной дивизии в качестве ответственного секретаря. В январе 1945 он был представлен к ордену Красной Звезды, а в июне того же года - к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Вместе с ними Ворошиловский военкомат призвал заведующего отделом промышленности и транспорта В.К. Панченко. Про этого человека нам больше ничего не удалось узнать. Ни его имя и отчество, ни год рождения.

Спустя какое-то время, в ноябре-декабре 1941 года, повесткой Ворошиловского горвоенкомата в ряды РККА был призван литературный работник Н.П. Евсеев. Его анкетные данные также остались нераскрытыми.

Пропал в Сталинградской мясорубке

В 1942 году первым призывником редакции газеты стал фотокорреспондент Семен Трофимович Шишковский. Через два года пришло извещение о том, что он пропал без вести. В Ворошилове (Уссурийске) у него оставалась жена Мария Исаковна. В то время она проживала в доме № 118-а на улице Краснознаменной. До нашего времени здание не сохранилось.

Военную судьбу этого «коммунаровца» мы попытались восстановить по крохам и обрывкам информации. Впрочем, и в этой истории могут быть огрехи.

15 марта 1942 года 34-летний Семен Шишковский получил повестку Ворошиловского горвоенкомата, и ровно через неделю его призвали в ряды РККА. Семена направили в военное училище города Ачинска. Но уже в августе-сентябре он, вероятнее всего, оказался в распоряжении 10-й резервной армии и уже там был зачислен в состав девятой роты третьего батальона 669-го стрелкового полка 212-й стрелковой дивизии.

В период с 3 по 7 октября соединение, в котором начал службу красноармеец Шишковский, совершило марш и вошло в состав Донского фронта, сосредоточившись во втором эшелоне.

Через несколько дней гитлеровское командование возобновило штурм Сталинграда. Для воссоединения с воюющими в обороне частями Красной армии личный состав 212-й стрелковой дивизии 20 октября на своем участке фронта был брошен в прорыв. Атака началась после мощной артподготовки. Однако подавить огневые точки артиллерия не смогла, и наша пехота залегла, встретив мощный пулеметный и минометный огонь противника.

Всего за два дня дивизия потеряла около 500 человек убитыми, более 700 ранеными и 85 бойцов - пропавшими без вести. Еще через 10 дней ожесточенных боев командование приняло решение расформировать обескровленное соединение. Велика вероятность того, что именно в тех сражениях и сложил голову фотокорреспондент нашей газеты.

Не женское лицо войны

В апреле 1942 года повесткой Ворошиловского горвоенкомата в ряды РККА была призвана 22-летняя подчитчица (помощник корректора) редакции О.А. Иващенко. Имя и отчество этой девушки установить не удалось.

Она оказалась в числе тех, кто попал под первую волну «женской» мобилизации. По постановлению Государственного комитета обороны № 1488сс от 25.03.1942 года 100 тысяч девушек-комсомолок направлялись в части противовоздушной обороны (ПВО) страны для замены красноармейцев - телефонистов, радистов, разведчиков-наблюдателей за воздухом зенитной артиллерии и других мужских военных должностей.

В военкомате девушку определили в 755-й зенитно-артиллерийский полк 25-й армии Пятого (Ворошиловского) бригадного района ПВО. Все, что мы знаем об этой воинской части, - в августе 1945 года полк был переведен в действующую армию и в составе Первого Дальневосточного фронта принял участие в разгроме японского милитаризма.

Ушли с маршевыми ротами

Всего за год, прошедший с начала войны, из редакции газеты ушли на фронт восемь человек. В мае 1942 года повесткой Ворошиловского горвоенкомата в ряды РККФ был призван специальный корреспондент по Спасскому району А.В. Чемоданов. Его имя, отчество, год рождения и место службы на флоте установить не удалось.

12 июня 1942 года повесткой Ворошиловского горвоенкомата в ряды РККА был призван шофер Кузьма Илларионович Куликов, родившийся в 1908 году. Он был направлен в 156-й запасной стрелковый полк, дислоцированный в Занадворовке.

Части запасных войск по плану мобилизации готовили рядовой состав, младших командиров и младших специалистов различных военно-учетных специальностей и отправляли их в составе маршевых батальонов и рот на театр боевых действий. Ушел ли Кузьма Куликов на Западный фронт или остался защищать дальневосточные границы - мы не знаем. Как и то, дожил ли он до Победы.


Всего из Уссурийска (Ворошилова) и Уссурийского района на фронт отправились 24514 наших земляков - каждый шестой житель. И память о каждом из них бесценна.

За год из редакции ушли на фронт:

Художник-ретушер Виктор Пантелеевич Петренко.

Выпускающий редактор Илья Иванович Тутаринов.

Заведующий отделом промышленности и транспорта В.К. Панченко.

Литературный работник Н.П. Евсеев.

Фотокорреспондент Семен Трофимович Шишковский.

Подчитчица (помощник корректора) редакции О.А. Иващенко.

Специальный корреспондент по Спасскому району А.В. Чемоданов.

Шофер Кузьма Илларионович Куликов.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...