Почетного гражданина УГО Ольгу Орлову из с. Кроуновка, о которой недавно писала наша газета, односельчане не забыли. На просьбу «К» подробнее рассказать о ней откликнулись Вера Бирюкова и Нина Панченко, они поделились своими воспоминаниями.


Бабушка с внуком Олегом (слева).

Ольга Орлова с племянником Леонидом.

- Мне было лет 12-13, когда я познакомилась с тетей Олей, как звали ее мы, ребятишки, - сказала Вера Петровна. - К тому времени она работала продавцом в сельпо, куда я бегала за хлебом. Ольга Леонтьевна была доброй, приветливой, простой и очень вежливой. В 50-х годах прошлого столетия все жили скромно, если не сказать по-нищенски, в магазинах на полках ничего не залеживалось. Так вот она, как только привозила товар из города, сразу сообщала об этом женщинам, зазывая в сельпо. Старшая ее дочь - Таисия Ивановна - работала тогда учителем в нашей школе. Потом вышла замуж, уехала в город. Младшая Ада училась вместе с нами.

- Моя мама много лет дружила с Ольгой Леонтьевной, - рассказала Нина Николаевна. - В войну вместе трудились на колхозной ферме, мама - дояркой, она - бригадиром. Сараев для скота не было, коров держали в загоне под открытым небом. Доили, сидя на стульчиках, а так как ходили в коротких фуфайках, то постоянно обмораживали ноги. Трудоспособных мужчин в селе не осталось, всех забрали на фронт, поэтому летом доярки сами косили сено, потом, надрываясь, сметывали его в стога. Ольга Леонтьевна всегда заботилась о женщинах. Тем, у кого были маленькие дети, предлагала взять домой телят, которых полагалось выпаивать молоком. По негласному уговору доярки могли сэкономить кружку молока для своих голодных ребятишек. Мама говорила, что благодаря этому выжили мой новорожденный брат и трехлетняя сестра.

После войны Ольга Орлова перешла в полеводы. В колхозе было четыре овощеводческих звена, одно она и возглавила. Работала от зари до зари, часто задерживалась дотемна, загружала машины овощами, чтобы наутро отправить их в город. Когда сил уже не осталось, пошла в сельпо продавцом. Сладостей в ту пору мы, дети, практически не видели. Помню, как она угощала меня и других ребят конфетами. А еще Ольга Леонтьевна всегда старалась распределять товар по справедливости, чтобы доставалось не только первым по очереди.

До последнего дня она работала. Из жизни ушла легко. Копала картошку, хотя плохо себя чувствовала. Пришла домой, помыла ноги, прилегла и...

Знаю, что старшая дочь Ольги Леонтьевны преподавала в начальных классах, младшая выучилась на библиотекаря и перебралась во Владивосток. Ее сын жил с бабушкой, окончил нашу кроуновскую школу, потом вернулся в краевую столицу.

Мы связались с внуком Ольги Орловой - Олегом Гордеевым - и вот что узнали от него:

- Бабушка воспитывала меня с двух лет до выпуска из десятилетки. Она уже вышла на пенсию и целыми днями возилась по хозяйству, ни минуты не сидела без дела, поддерживая в хате и на приусадебном участке идеальный порядок. Была строгой, но нравоучений никогда не читала, одного ее взгляда хватало, чтобы я сделал или исправил то, что требовалось. Летом баловала меня иногда варениками с клубникой - моими любимыми. Делала заготовки из этой ягоды. Закатывала ее в собственном соку, пересыпая сахаром, хранила в подполье, когда доставала и открывала, по избе разносился непередаваемый аромат. Казалось, клубнику только что сорвали с грядки. Пока позволяло здоровье, держала поросят и птицу, потом оставила лишь уток и кур. Когда подрос, начал ей помогать, колол дрова, носил воду. У бабули было два огорода в 15 и 25 соток, вот вместе мы и обрабатывали их. Никогда с ней не ругались, но и задушевных бесед не вели. Только однажды она рассказала, как в голодные послевоенные годы раздавала обрат, оставшийся после сепарации молока и получения сливок.

Бабушка очень любила читать, в доме хранилось много книг. По вечерам вязала носки из овечьей пряжи, которую делала сама на собственной прялке. А еще она умела плести рыбацкие сети. Этому искусству научилась в родном селе Арыкбалык (Казахстан), где местные жители промышляли в основном ловлей рыбы. Тогда в продаже не было сетей, поэтому бабушкины изделия расходились быстро. Кроме того, половину дальнего огорода мы засевали сорго, а потом вязали из него веники. Тогда многие сельчане занимались ими, продавая по рублю за штуку. Неплохая получалась прибавка к пенсии. Бабушкин дом до сих пор сохранился, бываем там с супругой наездами, отдыхаем, возимся на приусадебном участке. Жалею об одном, что не сохранил на память ее ленту «Почетный гражданин Уссурийского района» и удостоверение о присвоении этого звания.

Елена АБРАМОВА.
Фото предоставлено О. Гордеевым.

Поделитесь ...