Семьи с детьми, находящиеся в социально опасной ситуации, всегда под контролем органов системы профилактики и полиции.

Своих проблемных подопечных правоохранители регулярно навещают. В очередном таком рейде вместе с ведущим специалистом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Мариной Романюк и инспектором ОДН ОМВД Валерией Медведчиковой побывал корреспондент «К».

011

В этот дом, как и во многие другие, сотрудникам органов профилактики придется ездить не один год.

Мера ответственности

Некоторые семейные пары не решаются на второго ребенка, потому что дорогое это удовольствие. Многих сдерживают страх стать безработным, обязанности по ипотеке, желание карьерного роста... А вот мамашу, со встречи с которой мы начали свой рейд, ничего не беспокоит. Мужа нет, работы тоже, снимает в селе избушку на курьих ножках за пять тысяч рублей. Старшая дочь учится в коррекционном интернате, по щелястому полу дома босыми бегают погодки лет трех. Через два месяца появится на свет четвертый ребенок. На вопрос: «Какие проблемы?» - отвечает:«Все хорошо».

Живут на детские пособия, государство платит больше 15 тысяч рублей на каждого малыша. Но это же до поры до времени, ребятня растет. И на что потом их будет поднимать эта многодетная мать? Продуктов и сегодня у нее не густо.

«Ну хоть в чистое одеты и только пятки черные. В прошлый приезд бегали совсем голые и жутко грязные. Какой-то прогресс есть», - говорит Валерия Медведчикова, составляя очередной рапорт по результатам посещения.

По этому адресу, как и по многим другим, сотрудникам органов системы профилактики придется ездить еще не один год. Возможно, принимать решения об изъятии детей, если появится угроза их здоровью, жизни.

Родители, к которым мы приехали посмотреть, как приводят в порядок квартиру, возмущались: требуется собрать несколько справок, в том числе от нарколога. До 31 декабря могут не успеть. И получается, Новый год их сын будет встречать в социально-реабилитационном центре.

Придется побегать, конечно. А о чем раньше думали? Несколько лет эта семья на учете: квартира, мягко сказать, запущенная, с фанерой вместо стекла на балконной двери. Годами не платят за услуги Дальэнерго, поэтому жили, как кроты, без света. Вода текла только из крана на кухне, ванная была завалена хламом.

Супруги за сына-школьника действительно переживают и стараются выполнить все предписания, чтобы вернуть его. Ради этого сейчас белят, красят, моют. С гордостью показывали, что лампочки везде горят, унитаз с рук купили, свой сломанный поменяют. Не пьют, работают на овощ-ной базе. Дело сдвинулось, как заметила старшая по дому, которая специально зашла, чтобы переговорить с проверяющими.

Если дорог ребенок

Нечасто, но все же бывает, что после лишения родительских прав некоторые настолько меняют жизнь, что добиваются возможности
возвращения им детей.

Недавно снова стала мамой для своей дочери молодая женщина, которая закодировалась от алкоголизма, нашла работу, привела жилье в порядок.

А вот ее подруга, бывшая собутыльница, не желает ничего предпринимать, поэтому, скорее всего, никогда уже не увидит своих двоих детей. Может, найдется семья, в которой ее малышей будут любить.

У некоторых женщин материнский инстинкт явно отсутствует. Недавно лишили родительских прав на четвертого ребенка одну такую мамашу. Ее не тревожило, что тот голодает и нуждается в медицинской помощи, так как родился с заболеванием. Судьбой старших детей тоже не интересуется. Двух забрали к себе родственники, одна девочка находится в социально-реабилитационном центре.

Невозможно понять и мать, которая полтора года не видела свою детвору из-за длительного загула. К счастью, у них хороший отец, помогают бабушка и старшая дочь. В доме порядок, ребята учатся в начальной школе, сыты и обласканы. Но не мамой...

Всякое бывает

Иногда за семьями, поставленными на учет как неблагополучные, наблюдают недолго. Мы побывали в гостях у одной из них. В поле зрения правоохранителей нерадивые родители попали из-за того, что в доме была шумная пьянка с вызовом полиции. Потом в местный отдел ОДН пришел второй протокол из Хабаровска. Женщина ездила туда с младшей дочкой и вечером гуляла по городу с ребенком в сильно нетрезвом виде.

Во время визита проверяющих во дворе и доме был порядок, девочка, с которой общались, пока ждали ее маму, хорошо одета. В школе к ней и братьям нареканий нет. Огород прибран, видно, что в этом году были посадки.

Мать по звонку прибежала быстро (помогала родственникам, открывающим небольшой магазин), поглядывала на нас настороженно. Вздохнула с облегчением, когда сказали, что будут готовить пакет документов для снятия с учета.

Из хорошей семьи

Парадокс, но есть вполне благополучные семьи, проживающие в коттеджах, однако родителям все же иногда приходится краснеть за детей, попавших в поле зрения полиции.

К примеру, один подросток подрался с ровесником, причинил тому тяжкие телесные повреждения. Другой совершил кражу: нашел банковскую карту и в нескольких магазинах заметно ее опустошил. Суд вменил полтора года «принудительных мер воспитательного характера», то есть парень будет дома под контролем не только родителей, но и правоохранительных органов.

В семье, которую мы навестили следующей, мама в свое время сама вызывала сыну скорую помощь. Ее мальчик находился на грани жизни и смерти, потому что надышался парами бензина. После больницы подросток был в специальном отделении социально-реабилитационного центра, где с несовершеннолетними работают психолог, нарколог и другие специалисты.

Для родителей подобные истории - повод задуматься и уделять больше времени своим детям.

Нина ДОБЫЧИНА,
член общественного совета ОМВД.
Фото автора.

В УГО на учете состоит 67 семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, и 138 несовершеннолетних, совершивших административные и уголовные преступления (в том числе условно осужденные), а также ребят, сбегавших из дома или детских госучреждений.

Поделитесь ...