Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Приморская соя» вновь стала крупнейшим изготовителем соевого масла и шрота на Дальнем Востоке.

164

Уссурийский масложиркомбинат открылся в далеком 1927 году. Не так давно предприятие приостанавливало свою работу, но сейчас «Приморская соя» (производственная площадка масложирового бизнеса группы «Русагро») вновь стала крупнейшим изготовителем соевого масла и шрота на Дальнем Востоке.

Посторонним попасть на территорию - нелегкая задача. Но для журналистов краевых СМИ был организован пресс-тур, на котором позволили заглянуть во все помещения и лаборатории предприятия.

Путь сои

Как рассказал руководитель производственной площадки Алексей Федоров, за 95 лет комбинат прошел множество этапов перестроек и модернизации. Раньше здесь выпускалось все, что только можно произвести из соевых бобов, начиная с масла и заканчивая майонезом, маргарином и мылом. Сейчас ассортимент несколько сократили. На предприятии трудятся 155 человек (в прежние годы было более 1000).

Прежде чем превратиться в масло янтарного цвета, соевый боб проходит через многие этапы и испытания. Заезжающие на территорию грузовики с сырьем держат путь к небольшому зданию, где берут арбитражные пробы. Начальник лаборатории выносит вердикт - годится ли продукт для засыпки в элеватор.

Работа эта для терпеливых и внимательных: вручную на железном поддоне делается сортировка, где отделяются целые зерна от битых, вычисляется процент сора и масличных примесей. Основной показатель, на который ориентируется лаборатория, - это содержание протеина. Если с показателями все в порядке, машину направляют на выгрузку. За рабочий день через одного лаборанта обычно проходит от 15 до 40 грузовиков, в сезон бывает и до 70.

Огромные «бочки» элеватора видны издалека. Построенный в 1937 году, он до сих пор успешно справляется с задачей хранения сои и вмещает
35 тысяч тонн. Каждые два года сооружение проходит экспертизу, по результатам которой срок службы продлевается. У элеватора три точки выгрузки - две автомобильные и одна железнодорожная. Стоящие на рельсах вагоны находятся тут же, один из них чья-то творческая рука разукрасила яркими граффити. Грузовики выглядят более чем солидно - новые мощные машины «Вольво», каждая вместимостью от 20 до 25 тонн.

Под прицелом фото- и видеокамер рабочий элеватора приоткрывает кузов, и соевые бобы водопадом ссыпаются в емкость. Предприятие использует только приморское сырье, которое считается лучшим. Немного (всего на 1%) отстает амурское, там больше зеленых бобов, потому что меньше солнечных дней.

Внутри элеватора, где за конвейером улыбчивая девушка следит за очисткой продукта от мусора и камешков, темно и тесно. Несмотря на то что на предприятии существуют вновь построенные цеха и свежие линии, многие здания - настоящие памятники архитектуры 30-60-х годов прошлого века, до которых пока не добрался ремонт. Часть оборудования еще времен СССР, тем не менее не уступающее современному. Например, в котельной до сих пор исправно функционирует котел 1945 года, привезенный из Германии, а сердце цеха - экстрактор - советского
производства.

Прежнее и современное

Предприятие постоянно проводит модернизацию. Например, в 2012-2015-х годах закупка новых механизмов позволила увеличить объем выпускаемой продукции со 100 до 600 тонн. В 2018 году запустили свежую линию по очистке масла. Оборудование - отечественное, китайское и индийское. С запчастями проблем нет даже в нынешних непростых условиях, так как сотрудники предприятия уже давно приноровились ставить на заграничную технику российские комплектующие.

Соя - это 18% растительного масла и 80% шрота для приготовления комбикормов. Он весь идет на внутренний рынок и поставляется на Дальний Восток. На складе может храниться до 1,5 тысячи тонн шрота одновременно. Здесь работают тяжелые погрузочные машины, между ними снуют голуби и воробьи. Громкоговоритель транслирует на всю территорию резкие громкие звуки - запись тревожного крика птиц, который должен отпугивать пернатых. Но самые голодные время от времени залетают в склад и оставляют на полу и шротовых сталагмитах цепочки следов.

Производство масла - сложный и небезопасный технологический процесс. Соевый боб подготавливается, расплющивается, образуя лепесток, затем замачивается в органическом растворителе, который и позволяет извлечь из него масло. В процессе дистилляции ненужные химические соединения удаляются, и на выходе продукт становится чистым.

Для посещения цеха рафинации и дезодорации журналистам пришлось облачиться в одноразовые синие халаты. Внутри жарко, так как процессы идут с помощью пара высокого и низкого давления. Котлы и емкости выкрашены свежей желтой краской, но видно, что основные производственные элементы еще советской закалки. Начальник участка Наталья Мухина рассказала, как из темно-красного нерафинированного масла получается светло-золотое, без запаха, которое мы привыкли видеть в магазинах. Недезодорированное тоже имеет своего покупателя - идет на экспорт в Китай, где такой продукт очень ценится.

В котлах и емкостях из масла удаляются фосфатиды, проводится гидратация. Затем, чтобы выяснить, соответствует ли итоговый результат ГОСТу, девушка-лаборант делает отборы проб и отправляет их на исследование. От начала приемки до выпуска готовой продукции проходит 24 часа.

Будет ли майонез?

Последний этап - цех упаковки. «Приморская соя» выпускает соевый продукт под марками «Маслава», «Лето красно», «Щедрое лето», а также смесовое «Уссурийское», из сои и подсолнечника. В цеху шумно, аппараты выдувают из пластиковых заготовок бутыли, в них заливается золотистое масло. Полные емкости величаво плывут по конвейеру мимо упаковщиц, приобретая по пути желтые крышки и наклейки на бока. Масло выпускается объемами 4,6 л, 1,3 л, 0,8 и 0,42 л. Как объясняет ведущий технолог Людмила Глазунова, три работающие линии могут давать до 100 тонн продукта в сутки. Но спроса на такое количество нет из-за обилия западного товара, поэтому пока работает только одна. Масло пакуется в ящики и отвозится в складские помещения, откуда поедет по всему Дальнему Востоку, в Китай и Малайзию.

На экскурсии у дотошных журналистов родились вопросы: а соответствует ли масло тем ГОСТам, которыми оно славилось 20, 30, 40 лет назад? Оказалось, что с советских времен технические регламенты изменились, стали жестче, и предприятию приходится им соответствовать. Продукцию регулярно сдают на анализы. Технология за многие годы почти не изменилась, но новое оборудование позволяет выпускать более качественный товар и снижать отходы.

Штат предприятия полностью укомплектован. У «Приморской сои» есть возможность нанять квалифицированные кадры, заработную плату держат на соответствующем уровне, последнее повышение было в начале апреля. Текучесть на предприятии есть, но составляет менее половины процента.
Последний вопрос касался того, будут ли снова выпускать знакомый многим с детства майонез «Провансаль» в стеклянных баночках. «Сейчас обсуждаем этот вопрос, - ответил руководитель Алексей Федоров. - Возможность есть, можем начать выпуск в ближайшее время. Осталось выяснить, нужен ли он потребителю. Люди уже привыкли к другим вкусам и рецептам, а стеклянной баночке предпочитают более удобную мягкую упаковку».

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

Поделитесь ...