О собственном участке земли, где была бы возможность разбить плодовый сад, выращивать овощи-ягоды без нитратов для себя и родных, Павел Шумаков подумывал давно. Даже заявление подавал, когда в Приморье приняли закон о предоставлении бесплатных наделов семьям с двумя детьми. Однако дело до них, пока участками не обеспечены все желающие многодетные граждане, так и не дошло. И тут правительство объявило о раздаче «дальневосточного гектара» тем, кто сумеет его освоить.


Такой шанс геодезист одного из городских предприятий решил не упускать. В октябре 2016 года, уже после того как первые гектары в рамках пилотного проекта на отдельных территориях Приморья, в том числе в Ханкайском районе, обрели своих владельцев, он написал заявление в администрацию УГО. К тому времени землю стали предлагать в ДФО уже повсеместно, причем не только дальневосточникам, но и всем желающим россиянам.


Не промахнулся

Для начала Павел Борисович зарегистрировался на портале «Госуслуг», через него зашел на сайт «надальнийвосток.рф», где и стал присматривать участок.

Постаравшись не затронуть земли в так называемой серой зоне (заштрихованы на карте этим цветом), на которые наложен запрет, выбрал и сформировал сразу несколько участков. Затем поехал смотреть, что представляет собой каждый, поскольку спутниковая съемка все-таки не дает полного представления о рельефе местности. А будущему землевладельцу совсем не хотелось получить надел, в границах которого окажется болото, крутой склон сопки или овраг.

Осмотрев пять или шесть, остановился на понравившемся, расположенном рядом с Яконовкой, но чуть позже отказался от него. До подписания договора, кстати, это не возбраняется. Причина - приехал на свой будущий гектар после дождей и ужаснулся: практически на всей территории стояла вода. Вообще Павел Борисович пришел к выводу, что земли, которые дают «гектарщикам» на выбор, не самые лучшие, попадаются и бросовые, и те, что требуют для освоения больших вложений. Хотя он в конце концов нашел себе в Корсаковке надел по душе. Что интересно - отмерил гектар практически без погрешностей, ровно 10 тыс. кв. м, несмотря на то, что рисовал на компьютере.

Получил его в аренду на пять лет легко и быстро, подав заявление в управление градостроительства. Согласование с краем много времени не заняло, и 25 декабря 2016 года он подписал договор, который в короткий срок был завизирован краевыми властями. Осталось лишь выбрать вид разрешенного использования. У П.Б. Шумакова - это «личное подсобное хозяйство в границах населенного пункта».


От печали до радости

Первым делом новый владелец огородил свой надел колючей проволокой, чтобы показать окружающим: земля теперь не бесхозная. И весной 2017 года примерно на одной его трети посадил плодовые деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы, 50 кустов смородины и малину, красную, желтую, черную. Часть саженцев купил на рынке, остальным разжился у родителей и знакомых дачников. Около 15 соток отвел под огород. И еще осталась зона для строительства дома, разрешение на которое получил уже в августе 2017-го.



Правда, для закладки фундамента время еще не пришло. Чтобы поставить теплушку и начать работы, требовалась электроэнергия. В Дальэнерго, куда Павел Борисович пришел, чтобы написать заявление на подключение, ему сказали, что прокладка линии к его участку (ее подведение к наделам «гектарщиков» гарантировано федеральным законом) займет не менее четырех месяцев. И Шумаков решил это дело отставить - какая стройка зимой? В конце января 2018-го написал заявление, рассчитав, что в мае уже будет с электричеством. Но ввиду загруженности ДРСК (согласование проекта, выделение средств) линию построили только в июне. Хозяин же установил у себя столб-«стойку» с заземлением, свесом, электрощитком с автоматами и электросчетчиком, на что потратил около 20 тыс. рублей. Подключение (15 кВт, 380 Вт), за которое заплатил всего 550 рублей, состоялось в августе. В общем, момент был упущен.


Но не только это спутало планы. Той весной, в конце марта, все посадки на гектаре Шумаковых сгорели - кто-то пустил пал.


- Приехали, а вместо деревьев, кустарников, грядок с клубникой, она была накрыта соломой, - чернота, - вспоминал Павел. - Вроде бы и траву по осени скосил - не помогло. Жена от огорчения все бросить хотела, но я сказал: «Это всего лишь саженцы».

Тогда-то, сделав вывод, хозяин нанял экскаватор, чтобы прокопать по периметру участка траншею глубиной в ковш. По его мнению, это и противопожарная защита, и дренаж на случай дождей, и резервуар воды для полива. А посадки пришлось делать новые. Утраченное практически восстановили, даже небольшой виноградник заложили.


Трудиться на земле глава семейства приучен с детства, с пяти лет помогал своему отцу - знатному садоводу. Потом и своих двух сыновей к этому приобщил. От работы на гектаре они не отлынивают, всем родным здесь нравится. В отличие от города тут и воздух другой, и дышится легче, и кажется, что солнце светит ярче, и первый урожай порадовал.

Другим советую

Конечно, по-настоящему Павел Борисович на своем гектаре еще не развернулся. Хотя по приблизительным подсчетам, на освоение им потрачено уже более 200 тыс. руб. И это без учета затрат на транспортные расходы, «начинку» для столба-«стойки» для подключения электроэнергии и наем экскаватора.

- Пока земля в аренде, боязно вкладывать миллионы. Даже зная об изменениях, внесенных в закон о «дальневосточном гектаре», согласно которым те, кто возведет дом, сразу же смогут оформить надел в собственность. В конце марта должны быть приняты очередные поправки, касающиеся критериев освоения этих участков. Посмотрим, - рассуждает он. - Но фундамент дома я все-таки начну закладывать. Первый этаж точно будет из камня, вернее, из блока. Тереховского или спасского - еще не решил, надо посчитать, что выгодней. Поначалу хотел возводить дом из дерева, но пал отрезвил.

Так же взвешенно Павел Шумаков дает советы другим. Ведь земли вокруг его гектара с недавних пор тоже имеют арендаторов. Ими стали супруга Наталья, а также родные сестры четы Шумаковых.


- Почему нет? Земля во все времена являлась капиталом. На ней можно строить, передавать ее по наследству детям. К тому же при таком виде разрешенного использования, как ЛПХ, даже сенокошение будет являться фактом, подтверждающим освоение территории. В Корсаковке, пожалуй, нет домов, возле которых не был бы разбит огород. Но ведь большая их часть не оформлена в установленном порядке. А закон о «дальневосточном гектаре» дает возможность сделать это, что называется, «по зеленке». Нигде же не сказано, что обязательно надо брать именно гектар, можно «нарисовать» себе участок площадью и 15, и 20 соток. Разве плохо? - недоумевает Павел. - Поначалу ко мне подходили местные жители, мол, чего это я именно тут участок выбрал, они здесь коров привыкли пасти. Извините, ребята, вам никто не мешает поступить также: возьмите гектар и сделайте пастбище.

На работе кое-кто из коллег поговаривает о покупке дачного участка, стоимость которого сейчас колеблется от 100 до 300 тыс. рублей. Зачем тратить такие деньги, если по программе можно получить не жалкие 6-10 соток с истощенной почвой, а целый гектар. Пять лет земля будет в аренде, и за нее ничего не надо платить, а по их истечении она достанется вам в собственность.

В общем, я взял свой гектар и другим советую.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА.
Фото из семейного архива П. Шумакова.


Поделитесь ...