В 1990 году уссурийцы еще до конца не понимали, что происходит.


УНР-283. Бригада каменщиков Михаила Сергеевича Вильгельма. Июнь 1990 г., г. Уссурийск.

Последнее десятилетие прошлого века стало переломным. В 1990 году уссурийцы еще до конца не понимали, что происходит. Мир стремительно менялся. В столице кипела политическая жизнь, экономика разворачивалась от плана к рынку. В тихом и спокойном Уссурийске звучали лишь отголоски наступающих перемен. Многие искренне верили, что эти реформы ненадолго и скоро жизнь вернется в привычное русло. До распада Советского Союза оставалось совсем чуть-чуть, но никто не мог этого даже представить. Страна стояла на пороге «лихих 90-х». А то, чем жил город в то время, мы можем узнать, изучая страницы нашей газеты.

ПОЛИТИКА

1990 год стал последним, когда состоялись выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов. Это произошло сразу после отмены 6-й статьи Конституции, которая объявляла КПСС «руководящей и направляющей силой» в политической системе СССР. В стране зарождались новые политические партии - монархическая, социал-демократическая.

В том году уссурийцы выдвинули около тысячи кандидатов в депутаты. В городской Совет вошли 200 из них. Коммунисты впервые за 70 лет были вынуждены организовать свою фракцию.

В Конституции появилась новая глава «Президент СССР». Первым президентом страны стал М.С. Горбачев, избранный на
внеочередном заседании Съезда народных депутатов.

«В стране происходят прогрессивные перемены» - так считали 21,2% молодых уссурийцев. Высказали обеспокоенность, что положение дел в стране все более ухудшается, 40,3% респондентов. «У общества нет четкой перспективы движения. Не могу понять, что происходит вокруг меня» - таков был ответ 40,4% молодежи города. При этом чувство неудовлетворенности, тревоги и неуверенности присутствовало у подавляющего большинства опрошенных. Общественное мнение изучал А. Соловьев при помощи анкеты из 23 вопросов.


Бригада монтажников металлобазы (район МРО), 1990 год.

ЭКОНОМИКА

В помощь кандидатам в депутаты и избирателям в газете опубликовали социально-экономический портрет города и района по состоянию на 1990 год. Понятно, что сравнивать данные 30-летней давности с современными не совсем корректно. И деньги сейчас не те, да и показатели оцениваются разные. Но все же кое-что показалось любопытным.

Город в те времена по праву носил звание промышленного центра края. Если в среднем по России производство товаров народного потребления на душу населения составляло 1,2 тысячи рублей, то в Уссурийске этот показатель был почти в 2,5 раза выше.

В городе и районе функционировали 26 промышленных предприятий, один колхоз и 14 совхозов.

За один рабочий день в Уссурийске выпускали 8,7 тысячи пар обуви, 572 холодильника, 50 наборов кухонной мебели, 873 пальто или полупальто, 698 тонн комбикорма, 1,7 тонны животного масла, 637 тонн сахара, 9,6 тонны дрожжей и 31,7 тонны макаронных изделий.

За год в области жилищного строительства в эксплуатацию было введено 90,3 тысячи кв. метров общей площади, 1178 школьных ученических мест, 280 мест в детских дошкольных учреждениях и 230 больничных койко-мест. В Уссурийске были газифицированы 25,3 тысячи квартир, в районе - еще 8,8 тысячи. Оборудование централизованным отоплением в городе составляло 72,2% жилого фонда, в селах - 22%. На одного уссурийца приходилось 14,7 кв. метров общей полезной площади жилья.


Тайфун, пронесшийся в конце августа 1990 года, принес городу и району много бед. Особенно пострадали поля колхоза «Коммунар», совхозов «Краснояровский», «Алексее-Никольский», «Корсаковский» и «Борисовский». Большие убытки понесли агропромкомбинат «Уссурийск», в том числе сахарный комбинат, Корсаковский МПМК, СМУ «Агропромстрой».

О БУЛОЧКАХ

Пенсионерка Н. Соленова негодовала, что теперь слоеные булочки продаются по цене от 18 до 24 копеек, при этом их качество упало. Женщина спрашивала, как при таких ценах можно прожить на пенсию.

Директор хлебокомбината А. Пасечник ответил ей, что до последнего времени булочные изделия вырабатывались по рецептурам, утвержденным Министерством хлебопродуктов СССР, а цены на них были установлены Государственным комитетом РСФСР в 1982 году. Для хлебокомбината все булочные изделия были убыточными, поэтому предприятию выдавалась государственная дотация.

Год назад дотацию перестали платить. Комбинату пришлось перейти на хозрасчет и выпускать более рентабельную продукцию. При этом новые цены утверждались Приморским крайисполкомом, а цены на сдобные булочки, нарезные батоны и сайки листовые, которые пользовались повышенным спросом у населения, остались прежними.

О ТАЛОНАХ

Впервые в Уссурийске исполком горсовета принял решение с 1 июня 1990 года открыть два отдела по обслуживанию малообеспеченных граждан в филиале универмага и в магазине «Детский мир».

Выдача талонов-приглашений на покупку сахара, мыла, моющих средств и чая на квартал проводилась для жилищных органов и ведомств в горисполкоме, для граждан, имеющих жилье в собственности, - по месту жительства в ранее установленных местах, для получавших талоны в управлении архитектуры - в горисполкоме.

Летом 1990 года были введены талоны на водку. Остатки ликеро-водочных фондов реализовывались в созданном коммерческом магазине на улице Тимирязева, 50.

Осенью разгорелся табачный кризис. Табачные изделия распределялись по предприятиям. Неработающие пенсионеры могли приобрести сигареты в магазине № 103 Уссурторга на улице Горького. При себе нужно было иметь пенсионное удостоверение и трудовую книжку.

О ДОСУГЕ

В городе функционировали кинотеатры «Горизонт» (большой и голубой залы), «Россия» (большой зал и видеозал), «Салют» и «Родина», а также кинозалы в ДК «Искра» и в ДК им. Чумака.

Детские и взрослые спектакли шли на сценах Уссурийского городского драматического театра, театра КДВО, в ДК «Искра» и в ДК им. Чумака.

В уссурийском цирке организовывались не только выступления цирковых коллективов со всей страны, но и концерты популярных исполнителей. Афиша менялась ежемесячно.

Библиотеки предлагали новую услугу - ночной читальный зал. За 10 копеек студент мог вечером взять книгу из читального зала и вернуть ее утром. Остальным уссурийцам нужно было заплатить 30 копеек.

Читательница Е. Носкова предлагала аттракционы из парка «Зеленый остров» разместить в парке ДОСА. «Стоит ли затевать в этом парке реконструкцию, если он ежегодно попадает под наводнения? Там есть речка, место болотистое, так не лучше ли на месте «Зеленого острова», не поскупившись, построить водоем для катания на катамаранах? Пусть это тоже будет парк, но такой, где не будут гибнуть ежегодно десятки тысяч рублей», - говорилось в письме.

О ТУРИЗМЕ

Семья Хромовых интересовалась, как съездить в Китай. Директор бюро путешествий З. Котельникова разъяснила, что напрямую из Уссурийска в Китай не попасть. У городского бюро не было ни протокола намерений с КНР, ни контрактов по обмену туристическими группами. Но выход все же нашелся.

В благовещенском бюро приобретались путевки для групп на девять дней. Четыре из них - дорога, четыре - пребывание в Благовещенске и один день - в Поднебесной. Поездка была доступна лишь тем, на чьих предприятиях был заключен договор с уссурийским бюро путешествий. В противном случае заявку следовало подавать за год до предполагаемого выезда. В течение года три группы уссурийцев сумели посетить город Хэйхэ.

ПЕРВЫЕ ГАСТАРБАЙТЕРЫ

Для строительства картонного комбината отдел кадров трест-площадки этого предприятия по прямому госконтракту привлек к работам 270 граждан Вьетнама. Срок их пребывания в стране должен был составить четыре года. Трудовые мигранты работали в одну смену и выполняли отделочные, кровельные, сварочные, плотницкие, бетонные работы, занимались благоустройством территории.

Вьетнамцев поселили в новом доме картонного комбината, распределив по два-три человека в комнате. Коменданту общежития Людмиле Иньшиной приходилось буквально нянчиться с ними. Первые месяцы они жгли костры на балконах и спали на полу при наличии мебели. Их приходилось с нуля учить правилам общежития и гигиены.

Но часть иностранных рабочих была уличена в нарушениях трудовой дисциплины. Они прогуливали смены, болтались на уссурийском рынке и спекулировали присланными им из-за рубежа товарами. Также был распространен среди них «бизнес» на спиртных напитках. Доходило до того, что жители города на сходе требовали запретить продажу спиртного вьетнамцам. Это предложение поддержало и вьетнамское руководство. Однако реализовать его не вышло: работая в СССР, иностранцы пользовались всеми правами советских граждан и могли покупать те же товары. К слову, на мыло, чай и сахар им также выдавали талоны.

В 1990 году 18 граждан Вьетнама за нарушения трудовой дисциплины и спекуляцию отправились домой. Лучшие из оставшихся получали право отправлять на Родину контейнеры с товарами ширпотреба. Советская таможня не пропускала через границу стройматериалы, машины и мотоциклы, продукты питания и мыло. Электротовары можно было отправлять лишь в одном экземпляре.

(Продолжение следует.)

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива А. Шевченко.

Поделитесь ...