Слушая истории о войне, задаюсь вопросом: «А смог бы я так же храбро сражаться, тяжело трудиться, терпеть холод и голод?»

Взрывы… Залпы орудий… Бегущие в атаку солдаты… Война - это самая жуткая страница истории нашей страны. Когда смотришь фильмы о Великой Отечественной, читаешь книги, становится по-настоящему страшно: гибель людей, страдания женщин и детей. В те суровые годы счет потерь шел на миллионы. В ожесточенных боях с фашистами гибли за Родину бойцы и командиры. От непосильных нагрузок, голода и холода умирали труженики в тылу, кто-то не пережил ужасов оккупации…

026

Опалила война и нашу семью. Два мои прадеда - Андрей Александрович Лукьянчиков и Игнат Иванович Тимошенко - ушли на фронт. Первый пропал без вести, второй, пройдя через фашистский плен, воевал до Победы. Двоюродные прадеды - Иван Петрович Янсон, награжденный орденом Славы III степени, и Даниил Алексеевич Денисов, кавалер ордена Отечественной войны I степени, - защищали родину не жалея жизни. Моя прабабушка лишилась трех
братьев - Григория, Василия и Федора Кащеевых. Все трое пали смертью храбрых в боях с врагом. Я очень ими горжусь!

Другие мои родные хоть и не воевали, но тоже заслуживают уважения. Они смогли выжить в то трудное время.

Нелли Андреевна Тимошенко, моя бабушка, родилась в 1943 году в Орловской области, в деревне Кащеева. О пережитых в детстве лишениях рассказывала так: «У нас, ребятишек, не хватало одежды, обуви. Пока один выходил на улицу, второй ждал, когда тот вернется, чтобы в свой черед надеть его обувку. Ранней весной, как только начинал таять снег, ходили по колхозным полям и собирали мерзлую картошку. Приносили домой, промывали и жарили на рыбьем жире. Из-за этого у нее был неприятный запах. Он въелся, кажется, на всю жизнь - до сих пор не ем картошку, - говорила бабушка. - Чтобы выжить, собирали и готовили травы, чаще других просвирник, который называли «калачики». Еще ели сурепку - она казалась очень вкусной».

Во время войны в деревне, где жила семья бабушки, располагался немецкий штаб. Местность эта отличалась частыми плотными туманами. Однажды лошади, принадлежавшие немцам, заблудились в белесой мути и не вернулись обратно. Тогда фашисты согнали моих близких в сени и поставили к стенке, наведя на них автоматы. Офицер, отдававший приказы, сказал, что расстреляют всех как пособников партизан, если кони не вернутся через два часа. К счастью, вскоре туман развеялся и немцы нашли своих лошадей.

В другой раз вечером в хате, где жили родные, заседали немцы, обсуждали какие-то вопросы. Они крикнули моей прабабушке: «Матка, огня!» Та нагребла углей из печи в сковородку и поставила ее им на стол. Фашисты повскакивали с мест, закричали, один схватил табуретку, сломал ее и бросил обломки в печь. Прабабушку вытолкали за дверь. До сих пор неизвестно, чего они от нее хотели.

Слушая истории о войне, задаюсь вопросом: «А смог бы я так же храбро сражаться, тяжело трудиться, терпеть холод и голод?» Если честно, не знаю. Но когда-то мои родные со всем этим справились, и мне хочется быть достойным их подвигов и памяти.

Иван Тимошенко,
ученик 9-го класса школы № 25.

Поделитесь ...