Сегодня в организации «Белорусы Приморья» состоит более 30 человек.

141

Белорусы Приморья воздали почести всем погибшим за независимость их исторической родины.

Представители приморской краевой национально-культурной общественной организации «Белорусы Приморья» отметили День независимости Республики Беларусь возложением цветов к Вечному огню в Уссурийске.

- 3 июля - исторически значимая дата в судьбе Беларуси, ставшая для ее граждан символом свободы и мира. В этот день в далеком 1944 году Минск был освобожден от фашистских захватчиков. И потому наши земляки сегодня пришли склонить голову у мемориала и вспомнить о людях, избавивших нашу землю от нацистского кошмара, - рассказала руководитель организации Нина Фигурская.

По ее мнению, 3 июля - это день, когда появляется еще один повод осмыслить трагедию и героизм белорусского народа. С момента гитлеровской оккупации и до освобождения он пережил три страшных года. На захваченной территории фашисты установили «новый порядок» - жестокий режим. Повсюду появлялись лагеря смерти. Беларусь потеряла каждого третьего жителя из почти десятимиллионного предвоенного населения.

Белорусы не могли смириться с завоевателями. Повсюду развернулись подпольные организации и партизанские отряды. Ежедневно рискуя жизнью, патриоты старались нанести врагу любой возможный урон. За вклад участников антигитлеровского сопротивления в Победу Минску было присвоено звание «Город-герой».

- У наших народов общие история и судьба. И мы рады, что правительства России и Республики Беларусь в очередной раз взяли курс на сближение, укрепляя культурные связи и увеличивая двусторонний товарооборот. Мы особенно это почувствовали после визитов нашей приморской делегации в Минск и Могилев, - отметила Нина Петровна.

Она выразила надежду, что запланированные на высшем уровне «Дни белорусской культуры» состоятся в Уссурийске уже этой осенью, и ничто не помешает их проведению.

Вторая родина

Сегодня в организации «Белорусы Приморья» состоит более 30 человек. Большинство из них - выходцы из союзной республики, которые по разным причинам оказались в Приморье и остались здесь навсегда. Есть и потомки первых переселенцев, приехавших осваивать край в конце XIX века.

142

Анастасия ТЕРЕНТЬЕВА (в девичестве СТЕЛЬМАШОНОК) рассказала, что после войны в Белоруссии было довольно голодно, потому родственники надоумили ее поступить в могилевское ремесленное училище № 6. После его окончания девушку по распределению направили в Магадан. Так в 1958 году она неожиданно для себя оказалась на Дальнем Востоке.

Колымскому краю она отдала девять лет жизни. Там же окончила техникум и институт, вышла замуж. А в 1967 году вместе с супругом переехала в Уссурийск, где стала преподавать в сельскохозяйственном институте.

Анастасия Ивановна признается, что до сих пор хранит в сердце любовь к белорусским просторам и скучает по ним. Но при этом она считает себя полноправной жительницей Уссурийска. Ведь в нашем городе ей довелось прожить более полувека.

143

Предки Татьяны САЙФУЛИНОЙ (в девичестве ДУЖАК) появились в Приморье еще в XIX столетии как переселенцы из Могилевской губернии.

- Хочу сказать без преувеличения, что все люди в Приморье с фамилией Дужак - это мои родственники. Более того, мою прапрабабушку примерно в то же самое время родители-­переселенцы привезли из Полтавы. Вот такая у нас семья. И украинцы есть, и белорусы. Всех кровей намешано, - улыбается Татьяна Васильевна.

Она рассказала, что ее муж, татарин по национальности, родился и вырос в Белоруссии. Встретились молодые в Приморье, куда молодого офицера направили служить. Когда глава семьи демобилизовался, Сайфулины перебрались к нему на родину. Однако уже через три года им пришлось вернуться на Дальний Восток. С тех пор они не уезжали.

- Приморье меня не отпускает, - признается Татьяна. - Да и как иначе? Здесь в Чугуевке могилы моих предков, муж похоронен в Борисовке. Значит, это и есть моя родная земля. Но при этом я стараюсь не забывать, откуда изначально вышел наш род.

144

Ирина МЕЛЕХИНА (в девичестве ЕПИФАНОВА) наполовину белоруска, наполовину русская. Впервые она познакомилась с Уссурийском в 1979 году. Ее отец был военнослужащим, и его перевели из Венгрии на Дальний Восток. В конце 1986 года ему стали
предлагать перевод в Прибалтийский военный округ, но в это время там уже начал расцветать национализм и славянофобия. Он отказался от такой перспективы.

Так и осела семья Епифановых в нашем городе, пустив здесь свои корни. Но связь с родственниками, живущими под Минском, они не утратили.

- В нашей семье не принято было делить, кто и откуда родом. Кто­-то сейчас живет в Нижнем Новгороде, кто­-то в Беларуси, ну а мы здесь, в Приморье. Но все это - одна большая дружная семья. Ездим в гости друг к другу, когда есть возможность. Общаемся. А сейчас, после появления Интернета, расстояние и вовсе не помеха, - признается Ирина Вячеславовна.

145

Татьяна ШМЕЛЕВА родилась и выросла в Белоруссии. С 1985 по 1989 год ее муж Владимир служил в Группе советских войск в Германии, а она работала в советском гарнизоне. У них в части было много офицеров-­дальневосточников, которые часто рассказывали про красоту своей родины.

Когда встал вопрос о переводе на территорию Советского Союза, семья Шмелевых вспомнила рассказы о чудесном крае на берегах Тихого океана. Возвращаться в родные места, где еще свежа была память о чернобыльской катастрофе, они резона не видели.
Служили в Михайловском районе, а после демобилизации и получения жилищного сертификата перебрались в Уссурийск.

- Здесь нам на самом деле понравилось жить, - поделилась
Татьяна Ивановна. - Были в свое время мысли перебраться поближе к родине, но все оставили как есть. Тем более наши дети выросли в Приморье, считают его своим. Время от времени навещаем в Республике Беларусь родственников. Благо расстояния нас
не пугают.

146

Виктор ЗАЯЦ удивительным образом повстречал жену Ирину. Белорусского парня, офицера, перевели в Уссурийск после службы в Северной группе войск ВС СССР. Здесь, в воинской части, он встретил девушку в форме и при погонах. Сначала они даже не замечали друг друга, просто здоровались. Постепенно привычное ежедневное приветствие стало перерастать во взаимную симпатию. Но все же от первого знакомства до памятной записи в ЗАГСе прошло почти восемь лет.

- Вот любопытно, - до сих пор удивляется Виктор. - Я шесть лет провел в Грузии, а грузинку свою встретил здесь, в Приморье.
Его жена смеется и уточняет, что действительно у нее грузинские корни. Но это совсем не помешало ей стать родной для семьи мужа. Более того, Ирина стала воспринимать Республику Беларусь словно второе отечество, или «бацькаўшчыну», как говорят там.

- Если мы пропустим год и не съездим в отпуск к родне мужа, то начинаем страшно скучать. Мама супруга сначала ревновала меня к нему, а потом я стала «любімай нявесткай» (любимой невесткой, - прим. редакции) до конца ее жизни. Родственники всегда радушно нас принимают, со слезами радости на глазах. Вот так у нас сложилось, -
делится Ирина Семеновна.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...