Карманные и трудовые деньги - две совершенно разные вещи. На эту тему у многих народов мира есть похожая притча. Интерпретация сюжета разная, но смысл всегда один - монеты, заработанные потом и кровью, ценятся намного больше тех, что достаются даром.


Первую зарплату Анна Миронова получила в студенческие годы. После первого курса она устроилась на практику в турфирму и проработала там около пяти лет. При этом продолжала учиться на очном отделении.

Первый заработок

Выйдя на улицы города, я стал обращаться к уссурийцам с предложением поделиться историей первого заработка. Как это было? В каком возрасте? И на что потратили? Для примера рассказывал случай из своего советского детства.

Мне тогда было лет 12. Устроились мы с друзьями на летних каникулах на пищекомбинат - сколачивать деревянные ящики. Никаких документов для этого не потребовалось. Учетчица просто записала всех нас в какой-то журнал и каждый день, принимая работу, что-то там отмечала.
Поначалу пришлось долго учиться делать все правильно. Гвоздей и реек испортили немало. Постепенно пришел опыт, и производство пошло по накатанной колее.

Я приходил на рабочее место раньше всех и, пока товарищи отсыпались, успевал сколотить несколько ящиков. Не обходилось без производственных травм: занозы, порезы, расквашенные до крови пальцы (если молоток пролетал мимо шляпки гвоздя).

В обеденный перерыв мы ходили в кондитерский цех, где нас всегда угощали свежевыпеченными пряниками. До чего дивный там стоял аромат! А какими вкусными были эти пряники! Сейчас таких уже не найти.

Мы вдоволь наедались не только пряниками, но и щербетом с орехами. Пили в неограниченном количестве газированную воду. Было такое ощущение, что жизнь удалась.

А когда пришло время получать первую зарплату, счастью не было предела. Мой заработок составил 83 рубля. По тем временам (середина 80-х) это немалые деньги. До сих пор помню, какую испытывал гордость, отдав их маме.

От чайной розы до бочки с квасом

Не знаю, срабатывала ли моя откровенность либо еще по какой-то причине, но многие из опрашиваемых с удовольствием пускались в воспоминания. Правда, потом не все решались под ними подписаться. Да это было не так уж и важно.

Очень часто слышал похожие рассказы: «Мы в подростковом возрасте бутылки собирали - мыли и сдавали. Заработок был небольшой, но на сладости и мороженое хватало всегда».

Другие промышляли сбором металла или лекарственных растений.

Тренер футбольной команды «Скиф» (с. Воздвиженка) Сергей Маципура тоже занимался собирательством. Чайной розы.

- Я тогда жил в Крыму, - рассказал он. - Рядом с нашим домом находились поля с чайной розой. Весной все мальчишки и девчонки бежали туда на заработки. Мы срывали сами цветки и бросали в мешок. Мешки были огромные, в человеческий рост. За день их нужно было набрать 3-4 штуки. Заработок за 2-3 недели мог быть до 150 рублей. Еще больше заработать удавалось на сборе клубники или картошки - от 200 рублей и выше.

Пенсионер Александр Афанасьевич в детстве мечтал о собственном велосипеде. Чтобы мечта поскорее стала явью, он подрабатывал на засолке - делал тару под помидоры и огурцы. Случалось ему и лопатой помахать на зерновом току.

Бухгалтер одного из городских предприятий, назвавшаяся

Любовью, вспомнила, как однажды летом целый месяц торговала квасом.

- На работу нам с подружкой помогла устроиться ее мама. Целый месяц мы кочевали с квасной бочкой по всему городу. Обычно ее ставили в тени, чтобы товар не портился и не было жарко. В солнечную погоду торговля шла бойко. Если шел дождь, мы отдыхали. За месяц удалось заработать 120 рублей на двоих. Во время учебы в техникуме проходила практику в заготовительной конторе. Принимала от населения ягоды, фрукты, овощи. Тогда заработок составил 110 рублей, плюс проценты от выручки.

Две особо понравившиеся истории я выделил отдельно.

Детство босоногое

Бизнесмену Роману Александровичу нелегко было вспоминать свое детство.

- Пришлось оно на 60-е годы. Жили мы тогда с родителями в корейской слободе на окраине города Уштобе в Казахстане. Рядом находилась крупная узловая железнодорожная станция. У нас, детей, имелась всего одна возможность подзаработать - в первой половине лета на рисовых полях. Несмотря на то что труд этот был тяжелый, платили за него немного. Одна сотка, очищенная от травы и камыша, стоила всего 50 копеек.

Поля были огромные. Работали мы с восьми часов утра и до шести вечера. Срезали серпом камыш и складывали его в стороне. Целый день проводили по колено в воде. Ноги к вечеру страшно размокали, но тогда мы все воспринимали легко.

Иногда на пути возникали невидимые промоины, особенно на новых полях. Когда неожиданно попадаешь в такую ловушку, уходишь с головой в мутную жижу. Очень неприятно.

Нередко над нами пролетал самолет. Не обращая внимания на то, что внизу работают дети, он распылял ядохимикаты, которые попадали не только в воду, но и в наши легкие. Из моих ровесников абсолютное большинство не дожило до 60 лет.

В детстве у нас, мальчишек, была мечта наесться до отвала мороженым. 100 грамм в вафельном стаканчике в то время стоили 13 копеек. Целая гильза - 13 рублей. Обычно мы с братом отдавали весь свой заработок до копейки матери. Но в один из удачных периодов денег получили очень много - по 48 рублей на каждого. Тогда-то и пришла мысль потратить немного на себя. Сложившись с товарищами, мы накупили целую гору мороженого. Сели в парке и стали его есть.

И вот какой парадокс получился. До этого никогда больше двух порций мороженого не брали. А тут столько сразу - ешь, пока не лопнешь. Но после первого же стаканчика я вдруг понял, что не особенно и хочу. В итоге - объелся. С тех пор к мороженому совершенно равнодушен.

Еще помню первую зарплату, когда после школы пошел работать на завод. Тогда я купил маме итальянские сапоги. Пусть немного не угадал с размером, она все равно гордилась мной.

Командирская дочка

- Мой первый заработок появился не в школьные, а в студенческие годы, - рассказала администратор уссурийского театра драмы имени В.Ф. Комиссаржевской Анна Миронова. - Так как я была дочкой командира воинской части, мне не разрешалось нигде подрабатывать. Но потом, когда я поступила в ДВГУ на факультет сервиса и туризма, то сразу после первого курса устроилась на практику в турфирму. По специальности - сопровождала в поездках туристические группы.

В турфирме я работала около пяти лет. При этом продолжала учиться, причем на очном отделении. В институте появлялась два-три раза в неделю. Не всем преподавателям нравилось это, поэтому они старательно гоняли меня по пройденным темам. Некоторые, наоборот, относились с пониманием и даже ставили в пример другим студентам. Вот, мол, пропускает занятия, а материал всегда знает на «отлично».

Иногда я могла даже поспорить с преподавателями. Потому что знала многие вещи не в теории, а исходя из собственной практики. Например, как заполняются таможенные декларации, а они пользовались устаревшими сведениями.

В итоге я получила высшее образование. Сама написала диплом, сама его защитила.

Некоторое время работала по профессии. Потом по настоянию отца пошла на военную службу. Быстро осознав, что это не мое, и сменив еще несколько предприятий, в конце концов оказалась администратором в театре драмы.

Если вспоминать раннее детство, то, наверное, к первому заработку можно отнести и деньги, которые я заработала пятилетним ребенком. Мы тогда жили в Москве. Однажды к нам в гости приехала бабушка. Естественно, не с пустыми руками. Папа был не очень рад этому, так как ему пришлось везти с вокзала большие тюки.

Бабушка привезла сало, мясо, лук, укроп, зелень, какие-то овощи и фрукты. Все домашнее и очень вкусное.

Потом мы с ней вместе ходили по всем подъездам нашего огромного шестнадцатиэтажного дома и продавали это изобилие. Я стучалась в двери, а бабушка предлагала свой товар. Какой-то процент от вырученных таким образом денег перешел ко мне в карман. Вот так.

Николай МИХАЙЛОВ.

Поделитесь ...