Восемнадцать лет назад Оксана Ган уехала с мужем из родной Михайловки в далекую и чужую для нее Германию.

Сейчас в семье уже трое детей, а немецкая деревня стала второй родиной. О том, как живут русские за границей, Оксана рассказала «Коммунару».

137

У Александра и Оксаны Ган растут трое детей - Николас, София и Мирабелла.

Подарок на Рождество

Своего мужа Александра Гана Оксана Рыбина впервые увидела на каком-то местном празднике. Он работал на сельском телевидении оператором, да и редкая свадьба или выпускной обходились без молодого человека с видеокамерой в руке. Постепенно шапочное знакомство переросло в нечто большее. Но меньше чем через год Александру, этническому немцу, пришел вызов в Германию на ПМЖ. Он уехал, а через полгода вернулся за Оксаной. Молодые люди сыграли свадьбу в России, это было обязательное условие мамы невесты.

В Германию удалось попасть уже через несколько месяцев, в декабре 2003 года. Многим эмигрантам приходится обивать пороги в попытке воссоединить семью, но Ганам повезло - немецкий чиновник, отвечающий за выдачу документов, был в хорошем настроении и разрешил Александру привезти русскую жену, сказал: «Это будет вам подарок на Рождество».

Сперва новоиспеченная немка была в ужасе из-за незнания языка. Звонки по телефону, походы в магазин, общение с соседями - настоящее испытание. Но вскоре выучила многие фразы, познакомилась с другими эмигрантами из России. Оказалось, что русских в Германии очень много, так что все эти годы Оксана практически не чувствовала, что она на чужбине.

138

Семья Ган живет в окрестностях баварского города Байройт, известного своей архитектурой и музеем композитора Рихарда Вагнера.

Не гречкой единой

В первое время для русской семьи были очень непривычными строгий порядок и беспрекословное подчинение немцев всем правилам. Они с удивлением узнали, что нужно обязательно сортировать мусор и нельзя устроить костер с шашлыками на природе в приглянувшемся месте, это нужно делать только в специально отведенных платных местах, барбекю-плаце. Впоследствии для Оксаны стала нормой педантичность немцев, но она так и не хочет, например, посещать общественные сауны, где местные жители традиционно парятся в общем зале, мужчины и женщины вместе, не всегда прикрываясь даже полотенцем.

Зато с привычным питанием у русской семьи не возникло никаких проблем. В больших городах и маленьких деревнях можно найти отделы или целые магазины с российскими продуктами и товарами: сгущенкой, гречкой, молочной колбасой, тульскими пряниками, семечками и другими продуктами, знакомыми с детства. Постепенно Оксана освоила местную кухню. Из немецких блюд ей больше всего нравится картошка с мясным фаршем и паприкой в соусе, клезы с квашеной капустой, хаксе - свиная ножка из духовки. А вот мама Оксаны так и не смогла оценить знаменитый баварский мягкий сыр с голубой плесенью.

Легко ли быть мамой

Первое время после приезда не знающая языка Оксана получала пособие - 1200 евро в месяц, оплачивали ее семье и коммунальные услуги. Такую материальную помощь человеку могут оказывать довольно долгое время, если он по каким-то причинам не может трудоустроиться. Некоторые приезжие этим пользуются и сидят на государственном довольствии годами, всякими правдами и неправдами отказываясь работать.

Для Оксаны такая схема была неприемлема, ей важно было зарабатывать самостоятельно. Она пробовала себя в самых разных профессиях, несколько лет проработала мясником в супермаркете, разделывая туши. Только перед тем, как в третий раз уйти в декрет, стала работать кассиром, а за шесть недель до родов шеф разрешил ей остаться дома с сохранением заработной платы.

В Германии существует определенная «защита для беременных», при которой работодатель оплачивает рабочие дни, даже если женщина ушла в декрет в самом начале беременности по состоянию здоровья. А после появления ребенка мамочка получает 68% от своей зарплаты в течение года. В семье Оксаны и Александра растут Николас, София и Мирабелла. В Германии платят детские пособия, причем на третьего и последующих детей они больше, чем на двух первых.

Что интересно, по немецким законам на детей получают пособия не до достижения определенного возраста, а пока учатся, даже если тем уже 28 лет и они получают второе высшее образование.

Без каши и компота

Если немного углубиться в «детскую» тему, то достаточно интересна система детских садов в Германии, она совсем не похожа на российскую. В садики отдают детей на определенное количество часов в день, от этого и зависит, сколько родители заплатят за присмотр. Можно выбрать любой временной промежуток - от 4-5 часов до 9-10 часов в день. Например, за 6 часов ежедневного пребывания в государственном саду Оксана платила 86 евро в месяц, плюс порядка 50 - за напитки и еду. По текущему курсу выходило больше 11 тысяч рублей на одного ребенка.

Самое удивительное - в садах у детей нет завтрака, а у некоторых - и обеда. Утром родители собирают ребенку контейнеры с бутербродами, овощами. В обед подают горячую еду, но тоже не для всех: некоторые родители предпочитают экономить и выдают чадам сухпаек. Ужинают обычно уже дома. Группы все разновозрастные, дневного сна нет даже для самых маленьких. Для занятых родителей существуют ясли, где присматривают за малышами, но цены там выше в полтора-два раза, и их могут позволить себе только мамы с хорошей зарплатой.

Домик в деревне

Оксана и ее семья десять лет прожили в старинном баварском городе Байройт, затем переехали в деревню в трех километрах от него. Подвернулась удачная возможность - трехэтажный коттедж был взят в ипотеку на 30 лет в момент падения цен на недвижимость. Банковские проценты по ипотеке в Германии сейчас составляют всего от 0,9 до 1,6%, так что выплаты не тяжелы для семейного бюджета. Домик оказался крепкий, но далеко не новый, построен в далеком 1929 году. Поэтому шесть лет семья занималась ремонтом и строительством, улучшая жилищные условия.

Дом в сельской местности - отличная возможность завести домашнего питомца. Но любителей животных в Германии ждет неприятный сюрприз: за собак здесь платится налог, независимо от того, кто у вас - маленький шпиц или огромный дог. Любимец обходится в 50 евро в год в городе, а в деревне почему-то на 10 евро дороже. За серьезного бойцовского пса могут назначить налог и в десять раз больше. А некоторые породы запрещены. Скрыть наличие собаки не получится - о вас донесут бдительные соседи. Несмотря на все эти сложности и очень дорогое содержание и ветлечение, любимцы есть практически в каждой семье.

139

Стиль жизни

Жизнь в Германии дешевой совсем не назовешь, но семья Ган регулярно выезжает на отдых. Их знакомые коренные немцы отправляются в Альпы или к озерам, но для Оксаны путешествия всегда связаны только с морем. Поэтому семья, разработав маршрут, уезжает своим ходом в Италию или Хорватию понежиться на теплом морском берегу.

А в субботу-воскресенье любимый вид отдыха в Германии - посещение ресторанов и кафе. Домохозяйки и работающие мамы откладывают в сторону кухонные принадлежности и балуют семью обедом в греческом или китайском ресторане. Поэтому пандемию с ее ограничениями немцы переносили очень тяжело, как только кафе и бары вновь открыли свои двери, туда сразу ринулись посетители.

На питание в основном и уходит львиная доля бюджета рядового немца. А вот на одежду они традиционно тратят очень мало, потому что не обращают пристального внимания на моду. В отличие от России, там никому даже в голову не придет заикнуться, что подруга носит одно и то же платье третье лето. Стиль одежды немцев - удобство и комфорт, и почти все они не вылезают из джинсов и кроссовок.

Несмотря на то что дети Оксаны и Александра родились и прожили всю жизнь за рубежом, они все равно считают себя русскими, разговаривают на двух языках и гордятся этим. И сама Оксана призналась, что так и не стала настоящей немкой хотя бы потому, что не может представить свою жизнь без горячего наваристого борща.

Оксана СЕЗИК.
Фото предоставлено Оксаной Ган.

Поделитесь ...