Осень - время, когда в реки Приморья возвращается на нерест лосось. Корреспондент «К» побывал на крупнейшем в Приморье рыбоводном заводе в поселке Барабаш, чтобы увидеть, как заготавливают красную икру для воспроизводства поголовья.

035

На реке в сезон кипит работа.

Сезон открыт

Барабашевский завод, основанный еще в 80-х годах прошлого века, специализируется на кете, так как только она массово возвращается к месту своего рождения. Это дает возможность добыть икру для воспроизводства и рыбу для продажи. В разное время были попытки разводить горбушу, кижуча, симу, но большого успеха они не имели.

Чтобы собрать осенний «урожай», на заводе работают две точки добычи, так называемые забойки, - на реках Барабашевка и Нарва, неподалеку от моря, рядом с местами нереста.

В сентябре начинается горячий сезон. Длится он недолго, максимум до первой декады ноября. Как рассказали сотрудники, косяки рыбы могут подойти в любое время, предугадать и спланировать это невозможно, так что трудятся «по звонку». В начале осени на реке организовывают круглосуточное дежурство. Рядом с забойками русло перекрывают сетями, создавая узкий коридор, по которому кета попадает в огороженные бассейны. Оттуда ее вылавливают сачками, сразу отделяя самок от самцов, и отправляют в отдельные резервуары. Как только хвостов накапливается достаточно, на место выезжает бригада во главе с инженерами-рыбоводами.

Красное золото

В день поездки нам повезло - погода была теплой и солнечной. В дождь и ветер работать гораздо сложнее, хотя сотрудники надевают специальные непромокаемые костюмы и высокие резиновые сапоги. Сухим и хорошо пахнущим с реки никто не уходит.

Видавший виды заводской «КамАЗ» заправляется цистернами с водой и коробами для икры. Пятнадцать минут по бездорожью, и команда прибывает на точку на реке Барабашевка.

Хотя завод является «родителем» практически всего лосося, идущего вверх по течению, периодически он открывает русло, пропуская рыбу выше, в национальный парк «Земля леопарда», сохраняя таким образом природное равновесие. Чтобы кету за первым же поворотом не выловили браконьеры, реку патрулируют сотрудники рыбоохраны. Вот и сейчас, заметив незнакомый автомобиль, они подъехали к нам познакомиться. Выяснив, что корреспондент здесь по приглашению, тут же отправились дальше - в это время вдоль дорог на Хасане подозрительных машин больше, чем в пляжный сезон.

На реке возле сетей уже скопился лосось. То одна, то другая рыбина мощным движением выпрыгивает из воды, пытаясь перебраться через преграду, и скатывается обратно. По уверениям работников завода, иногда и перепрыгивает, и роет норы по дну, пытаясь вернуться в место нерестилища. С высокого берега к реке ведут лестницы. Кета бьется в садках и резервуарах, закрытых деревянным настилом, и от иных особенно сильных ударов под ногами содрогаются толстые доски.

Рыбаки достают лосося из воды сачками, проверяют на спелость икры, забивают и несут в вагончики, где начинается первый этап технологического процесса. Походные «лаборатории» сделаны из старых автобусов с закрашенными окнами. Над давно не работающими фарами чья-то рука нарисовала кокетливые реснички. Внутри помещения сумрак: икра не переносит яркий свет и ультрафиолетовые лучи. Икринки должны пройти несколько этапов, подобно тому, как это происходит в природе, чтобы в них смогла зародиться жизнь.

Рыбовод высвобождает икру одним четким, отработанным движением - в день ему предстоит сделать это не меньше 500 раз. Когда емкость (обычный эмалированный таз) наполняется почти до краев, икру сбрызгивают молоками и оставляют на 3-5 минут. Для измерения времени используют самые простые песочные часы - говорят, ничего удобнее пока не придумали. Затем икринки отправляют в контейнеры с водой на пару часов набухать. Без замачивания довезти их до рыбозавода в целости и сохранности не удастся - побьются по пути и рыба из них уже не родится. Транспортировать икру можно лишь в течение первых суток, но лучше всего доставить ее до цеха за 2-4 часа, поэтому работа идет быстро.

В воде и холоде

Добытые в этот день тушки кеты идут на продажу, а вот красную икру со всеми предосторожностями доставляют в заводские цеха. Там ее закладывают в аппараты Аткинса, представляющие из себя контейнеры, сквозь которые все время течет проточная вода. В цеху также запрещен яркий свет, а резервуары с икрой накрыты красным пластиком. На каждом - дата и место сбора, Барабашевка или Нарва. Именно в эти реки впоследствии выпустят мальков. Они запомнят химический состав воды, чтобы через несколько лет вернуться в это место на нерест.

036

Рыбовод Светлана Кузнецова показывает «роддом» для мальков.

В каждом контейнере - а их немало - 150 тысяч икринок. В год удается вырастить несколько миллионов мальков. Инженер-рыбовод Светлана Кузнецова приоткрывает крышку, чтобы показать сентябрьскую добычу - крупные светло-красные шарики с плотной оболочкой, которые примерно через неделю уже выйдут «на стадию глазка». После этого их будут перебирать вручную, аккуратно отделяя пинцетом белые, оставшиеся неоплодотворенными. Работа кропотливая, сложная, требующая крепкого здоровья: приходится по восемь часов в день контактировать с холодной водой в неотапливаемом цехе. Все стадии развития лосося должны идти в соответствии с природными условиями, а зимой на реке отопления не предусмотрено. Поэтому и температура в помещении не поднимается выше плюс шести.

К концу ноября внутри икры появляются крошечные мальки и отправляются в более просторные бассейны в соседний цех. Питательных веществ, содержащихся в икринке, им хватает до февраля, и только потом работники завода начинают кормить маленьких рыбок специальным сотавом.

С апреля на заводе начинаются «выпускные» - подросшую молодь кеты отпускают в большую жизнь, а именно в находящийся прямо за цехом рукав реки Барабашевка. Следуя по течению, юная красная рыба скатывается в море. Если икра добыта на Нарве, молоди предстоит небольшое путешествие - ее выпустят в родных местах. Назад она возвращается в разное время: одним лососям нужно всего два года, чтобы созреть для потомства, а некоторые «тяжеловесы» проводят в океане до восьми лет.

Красной рыбе за свою жизнь удается войти в одну реку дважды, но вернуться в океан она уже не сможет. Слишком много сил отнимает путь, перестройка организма с соленой воды на пресную и продолжение рода. Выполнив свой родительский долг, лосось умирает. Но благодаря усилиям рыбоводного завода останется множество будущих рыбок, которые через несколько лет вновь наполнят приморские водоемы.

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

 

Поделитесь ...