Выпускник Приморской государственной сельскохозяйственной академии Леонид Зайка уже больше года живет и работает в заповеднике на острове Врангеля. Он изучает белых медведей и тихоокеанских моржей, получает опыт выживания в суровом арктическом климате.


Где-то на севере

Попасть в Арктику Леонид мечтал с детства. Как настоящий полярник, зимой он делал жилища из снега. А летом рыбачил на реке, катался на плоту и пытался отправиться в далекое путешествие. Став постарше, записался в туристический клуб, где серьезно занялся изучением навыков ориентирования на местности.

Окончив школу, поступил в Институт лесного и лесопаркового хозяйства Приморской ГСХА. Диплом защищал на кафедре охотоведения.

После учебы в вузе и службы в армии устроился на работу в природоохранную организацию по защите амурского тигра. Участвовал в операциях по отлову и реабилитации редких хищников. Все было хорошо, но айсберги и бескрайние снежные поля не давали молодому человеку покоя.

На острове Врангеля он оказался совершенно случайно. Разослал резюме в несколько заповедников на севере и стал ждать. Приглашение пришло из национального парка «Русская Арктика» и природного заповедника «Остров Врангеля».

- Я посчитал, что заповедник наиболее удаленное от материковой части место и попасть туда сложнее, - рассказал он. - Поэтому решил сначала поработать там. Мне предложили должность начальника отдела развития экологического туризма и контракт на два года.


Первый день на острове.

Только вертолетом можно долететь

Полевой сезон в заповеднике начинается в марте и длится до конца сентября-октября. Из города Певека (самый северный порт России, Чукотский АО) до места назначения сотрудников доставляют вертолетом.

- Постоянных жителей на острове нет, - отметил Зайка. - Только охрана и ученые. Всего в течение года бывает от 10 до 15 человек. Центральная база, где мы живем, находится в бывшем поселке Ушаковском. В советские годы это был большой населенный пункт, примерно на 300 человек, с библиотекой, школой, детским садом, магазином, фельдшерским пунктом. Имелись два аэродрома. Самолеты летали по два раза в неделю, обеспечивая постоянную связь с материком.

Сейчас продукты, технику и необходимые материалы доставляются на остров раз в год морским путем. Потом все это перегружается вертолетами.

- Я заказываю продуктов в год на 100-150 тысяч рублей. Никаких овощей или свежих фруктов. Все только консервированное, - продолжал Леонид.- Поначалу мне было сложно разнообразить рацион, потому что основной ассортимент продуктов составляют тушенка, рис, гречка, макароны. Но постепенно все наладилось. Я стал суперповаром - из банки тушенки и пачки макарон могу приготовить 250 блюд. Так же пытаешься какие-то вкусности себе заказывать - печенье, шоколад. Без них никуда. Одно дело, когда ты можешь пойти в магазин, купить шоколадку и съесть в любое время. Совсем другое, когда ее нет, но очень сильно хочется. А взять негде. Большой проблемой является отсутствие на острове питьевой воды. Зимой мы топим снег и лед, летом помогает дождь. Реки здесь есть, но пить воду из них нельзя - слишком большая концентрация солей.


Когда сходит снег, без квадроциклов в тундре не обойтись.

Вездеход для туристов

По острову раскинута целая сеть кордонов - стационарных постов для временного проживания и работы. Порой от одного до другого пункта приходится добираться по нескольку дней. Зимой ученые ездят на снегоходах, летом - на квадроциклах. Весной, во время половодья, случается быть оторванными от центральной базы по два месяца. Тем не менее два раза в сутки, утром и вечером, между кордонами проходит сеанс связи. Работники заповедника докладывают о состоянии своего здоровья, о наблюдениях, которые провели, и просто общаются.

По роду своих профессиональных обязанностей Леонид должен встречать и сопровождать по территории заповедника туристические группы. Маршрут движения рассчитывается заранее в зависимости от количества человек (не больше 10-12). Если это пассажиры круизного лайнера, то им хватает и небольшой пешей прогулки. Группы с более серьезными намерениями и запасами передвигаются по острову на вездеходах «ТРЭКОЛ». Это специально разработанный экологический транспорт на колесах низкого давления. Он не проминает грунт и не портит тундру.

- Арктика мало ассоциируется с туризмом в привычном смысле этого слова, - пояснил Леонид. - Тем не менее заповедник «Остров Врангеля» практикует проведение туров, маршрутов. Уникальная экосистема и красота природы делают этот регион необычайно привлекательным для путешественников. В этом году из-за пандемии туристов на острове нет. Чтобы начальник отдела развития экологического туризма не скучал и не сидел без дела, меня направили на помощь отделу науки. Так я впервые столкнулся с белым медведем.


Умки и мама-медведица.

Медвежий угол

Территория острова Врангеля чуть больше семи тысяч квадратных километров. С 1975 года здесь живет небольшая популяция овцебыков и никуда не уходит. Постоянными обитателями являются песцы. 10-15 лет назад появились волки. Заходят морские млекопитающие - тихоокеанские моржи, кольчатые нерпы, серые киты.

- В прошлом году мы встретились с бурым медведем, - отметил Леонид. - Что заставило его прийти на остров? Этот вопрос пока остается загадкой, но, скорее всего, он приплыл к нам на льдине с Аляски.

Весной и летом в заповеднике проходит одно из важнейших событий - учет белых медведей. В течение нескольких месяцев биологи ездят по острову в поисках берлог. Основная задача - не просто посчитать количество животных, но и оценить условия их жизни. С этой целью Леонид забирается внутрь берлоги, предварительно дождавшись, чтобы медведица с медвежатами покинула ее.

- Моя задача - осмотреть берлогу изнутри, - говорит он. - Необходимо собрать весь имеющийся там биоматериал, чтобы внести его в базу данных. Также я измеряю длину, высоту и ширину помещения. Вообще, принципы построения берлог отличаются. Самые распространенные из них - шаро-образные, с высоким куполом. Бывает, что медведица делает свое убежище вытянутым по горизонтали. В прошлом году мы встретили двухуровневую берлогу. Это было удивительно. Ты сначала забираешься в купольное помещение, а из него идет прокоп еще глубже. Как мы поняли, это был туалет, что для белых медведей совсем не характерно.


25 раз проверь

Заповедник «Остров Врангеля» называют «родильным домом» белых медведей. Каждую зиму в берлоги залегают от 300 до 500 медведиц, чтобы вывести потомство.

Как отмечает Леонид, местные медведи не агрессивны. Тем не менее ученым приходится соблюдать некоторые обязательные правила техники безопасности.

- При выходе на улицу из помещения ты всегда должен 25 раз осмотреться, - улыбается он. - Необходимо убедиться, что животного точно рядом нет. На большинстве домов висят специальные зеркала, позволяющие заглянуть за угол. Если где-то в поле зрения находится медведь, то ты останавливаешься или уходишь в помещение либо уезжаешь. Ну а если, несмотря на все меры предосторожности, встреча все-таки состоялась, то в такой ситуации применяются фальшфейеры - специальные сигнальные факелы, которые не только ярко горят, но и громко шипят. Они способны отпугнуть любого зверя. Всегда нужно иметь с собой перцовый баллончик.

Любопытные соседи

Полярные медведи обладают острым слухом и зрением. Они могут пожаловать в гости, учуяв запах пищи за 30 километров.

- Бывает, нам приходится ночевать на кордонах, построенных еще в советское время, - рассказывает Леонид. - Сквозь тонкие стены и многочисленные щели медведь чует, что внутри что-то есть. Он подходит ближе к дому и с интересом нюхает. А так как у животного очень мощные легкие, спящему человеку кажется, что к его уху приставили работающий пылесос.

Но случаи нападения медведей на людей крайне редки. В большинстве своем - это фантазии режиссеров и сценаристов фильмов-ужасов.

- По своей природе они очень любопытные, - отмечает биолог. - Особенно молодежь. Любят заглядывать в окна и заходить в дома. Даже если помещение закрыто, медведь без особого труда выдавливает окно, забирается внутрь и переворачивает все вверх дном. Поэтому на жилых домах устанавливают решетки с шипами, а на дверях - крепкие засовы. Иногда для безопасности мы набиваем на окна гвозди. Зверь подходит, видит что-то острое и уходит ни с чем. Но бывают случаи, когда здоровый медведь берет и загибает гвозди справа налево, как расческу. И после этого уже выдавливает окно.


Северное сияние

Зимой ученым приходится несладко. Чтобы обогреть свои жилища, в летний период они самостоятельно заготавливают дрова. В основном это лесоматериал, который в большом количестве прибивает к берегу. Иногда попадаются части старинных кораблей. Собранная древесина пилится, колется и складируется.

Настоящим испытанием для них является арктический климат, который требует соответствующей экипировки.

- Приходится носить трое штанов, две куртки, полторы шапки, - смеется Леонид. - Причем постоянно. Перчатки двойные.

Чтобы не мерзли лицо и шея, дополнительно надеваются баффы (специальный головной убор). Обязательно - очки с затемненными стеклами. Потому что когда вокруг полярный день, солнце светит 24 часа в сутки и отражается от кристально чистого арктического снега и льда, без солнцезащитных очков просто слепнешь. Желательно также смазать защитным кремом все открытые участки кожи, чтобы не обжечь ее. Теплые сапоги иногда дополняются снегоступами.

- Поначалу я играл в полярника, - признается Зайка. - Отрастил бороду - думал, что так будет теплее. Ничего подобного. Наоборот, с бородой холодно и очень неудобно. Пар, который образуется при дыхании, все время оседает на ней и постепенно превращает в кусок льда. Поэтому бороду я больше не ношу.

Полярный день длится 3-4 месяца. От постоянного и вездесущего света люди устают. Спать ложатся либо в специальной маске для сна, либо тщательно затемняют помещение. Иначе уснуть очень сложно.

- Когда наступает полярная ночь, ты просто перестаешь ощущать время, - говорит биолог. - Ты можешь ночью бодрствовать, а днем спать. И наоборот. Чтобы нормализовать свое состояние, необходимо принимать перед сном специальные медицинские препараты, пить витамины и правильно организовывать свой рацион.

В одну из ночей Леонид впервые увидел северное сияние.

- Я забыл, что мне вот-вот стукнет 32 года, - с восторгом вспоминает он. - Прыгал, что-то кричал, постоянно пытался сделать селфи. Коллеги, опытные полярники, смотрели на меня с недоумением. Но я все равно не мог успокоиться и сдержать эмоции.

Цветущий рай

Теплый период на острове очень короткий. Длится он с середины июля до середины августа. Примерно месяц. Поэтому растения не теряют времени даром, начинают цвести еще в мае, когда повсюду лежит снег. Остров быстро преображается. Склоны гор и долины бывают сплошь усыпаны пестрым ковром ярких цветов. Такой красивой и разнообразной флоры нет нигде в мире. На небольшой территории собрано более 400 видов растений.


Лежбище тихоокеанских моржей.



Песец - постоянный житель острова Врангеля.

- Вся тундра становится разноцветной, - говорит Леонид. - Кажется, что ты находишься где-то в жарких странах, а не в Арктике. Помимо растений, здесь очень большая концентрация разнообразных животных. Едешь вдоль моря и видишь серых китов. Чуть дальше лежат на пляже три тысячи моржей - орут, смотрят на тебя. Еще дальше белые медведи тусуются, песцы гавкают, овцебыки пасутся. От счастья, что ты все это наблюдаешь, на глаза наворачиваются слезы.


Колония белых гусей (ежегодно на гнездование прилетает более 300 тыс. особей).



В Арктике не так много суши. В основном море и лед. Поэтому отвесные скалы побережья острова Врангеля весной превращаются в огромные птичьи базары. В самый пик активности сюда прилетает 300-400 тысяч морских колониальных птиц. Все кричат, галдят, летают и совсем не обращают внимания на людей.

Акватория острова является важнейшим районом летнего нагула тихоокеанских моржей. Круглый год здесь обитает кольчатая нерпа, являющаяся основным кормом для белых медведей. В последние годы увеличилось количество китообразных. Осенью вдоль острова проходят большие стада белух.

- Я никогда не расстаюсь с компактной видеокамерой, - замечает Леонид. - Она у меня постоянно либо в руке, либо на голове. Кадры, которые удается получить, важны в первую очередь для науки.


Бивень мамонта.

Последнее пристанище мамонтов

- Остров Врангеля - уникальная территория, - говорит Леонид. - Состояние этой земли дошло до нас в первозданном виде, с тех незапамятных времен, когда существовали мамонты. Было доказано, что они здесь вымерли в последнюю очередь.

Еще когда строились египетские пирамиды, остров сотрясал топот ног сотен шерстистых сородичей слонов. Пробивая лед бивнями в поисках пищи, они гуляли по просторным пастбищам. Мамонты не знали врагов, не ведали опасности. Причина, по которой они вымерли, до сих пор остается загадкой. По одной из версий - это все-таки нехватка корма.

- Деревьев на острове нет, только редкий кустарник, - продолжает биолог. - Поэтому когда впервые видишь в тундре ствол дерева около двух метров длиной, то невольно задаешься вопросом: «Откуда?». Подходишь ближе, а это огромный бивень мамонта. Дальше идешь - челюсть. Так как это заповедник, трогать руками ничего не разрешается. Можно только смотреть.

За исключением размеров, от сородичей с материка островные мамонты ничем не отличаются. Коренные зубы у них были на четверть меньше, значит, и рост не превышал 2,5 метра. По сравнению с человеком, конечно, великаны, но среди своих - карлики.

Когда-то остров Врангеля был частью материка, но из-за потепления климата, вызвавшего таяние ледников, примерно 10 тысяч лет назад превратился в остров. Вероятно, мамонты паслись там и не смогли уже выбраться назад.


Удаленный пункт связи.

И снится нам трава у дома

Все полярники обязательно ведут дневники, в которые заносят все свои впечатления о встречах с животными, наблюдения. Когда выпадает свободная минута, каждый занимается любимым делом.

Леонид в часы досуга смотрит фильмы, привезенные с собой, много читает. Любит выходить на прогулки, чтобы немного пофотографировать.

- Долгой полярной зимой снится зеленая трава, - признается он. - Не хватает зеленого цвета. Очень скучаю по нашим кедрачам, по хвойным лесам, по запаху березы. Ведь мы даже в баню ходим без веника, так как не из чего его сделать. Невероятно скучаю по Уссурийску, но когда смогу там побывать, пока не знаю. В конце 21-го года у меня намечен отпуск, три-четыре месяца. Возможно, приеду повидать друзей. Потом хочу заключить новый контракт и прилететь на остров еще раз. Я понимаю, что влюбился в эти места и два года для того, чтобы насытиться ими и набраться опыта, маловато. Как минимум нужно еще столько же времени. Кроме того, пока молодой, решил побывать в Африке. Хочу поработать с жирафами и, если получится, с носорогами. Африканская саванна манит меня. Правда, пока не знаю, как попаду туда, но уверен, что мечта обязательно осуществится.

Николай МИХАЙЛОВ.

Фото Л. Зайки.

Поделитесь ...