Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ворошиловская дивизия надежно прикрывала подступы к Сталинграду.

Эта история началась в июне 2005 года, когда волгоградскому казачьему поисковому отряду «Стальное пламя» местный житель сообщил, что в одном из оврагов близ Волги вода вымыла на свет божий останки солдат.

Мужчины выехали на место и обнаружили на склоне ямы от старых блиндажей, а на протяжении 500 метров на дне - кости, обрывки обмундирования и амуницию. Начались раскопки.

По всем признакам на этом месте шел жестокий бой. Большинство найденных документов или обгорели, или истлели от времени. Поисковики никак не могли установить, что за воинская часть здесь стояла насмерть. Спустя несколько недель их ждала удача. В одном из блиндажей они обнаружили железный ящик с печатями, на которых сохранились надписи: «Ворошиловская стрелковая дивизия в/ч 4882». Но ни в музее-панораме «Сталинградская битва», ни в исторической литературе упоминаний о таком соединении не было.

Прошло несколько месяцев, и вдруг из Центрального архива МО РФ в Подольске сообщили, что в 1941 году близ города Ворошилова (ныне Уссурийск) дислоцировалась стрелковая дивизия, которая впоследствии приняла участие в обороне Сталинграда.

010

Красноармейцы едут на фронт.

ВДАЛИ ОТ ФРОНТА

Шел третий месяц Великой Отечественной войны. В 13 тысячах километров от фронта в Приморье 1 сентября 1941 года началось формирование новой стрелковой дивизии. На станциях Мучная (с. Черниговка), Спасск и Завитая (Амурская область) ежедневно из эшелонов выгружались новобранцы. На сборных пунктах они наскоро проходили медосмотр и санобработку, получали обмундирование и отдельными маршевыми командами направлялись к месту дислокации части. Туда же отбывали мобилизованные жители края и придаваемые соединению кадровые военнослужащие РККА.

Из вновь прибывших сформировали три стрелковых полка и специальные части дивизии. Вскоре к ним присоединился Амурский артиллерийский полк, укомплектованный на станции Завитой. К 19 сентября соединение по приказу командующего 25-й армией Дальневосточного фронта рассредоточилось в населенных пунктах Ворошиловского района - Борисовке, Корсаковке, Пуциловке, Богатырке, Улитихезе (ныне Улитовка), Проточном (ныне село Запроточный Октябрьского района) и на станции Раздольной.

Командование новой воинской частью принял полковник Владимир Евсеевич Сорокин. Он принадлежал к числу тех военных, которые росли и мужали вместе с Красной армией. Основательную проверку огнем прошел, еще будучи курсантом пехотной школы в годы Гражданской войны. Позже стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе. Участвовал в боях у озера Хасан, где командовал стрелковым полком. Все знания и опыт он направлял на подготовку подчиненных к предстоящим испытаниям.

БОЛЬШЕ ПОТА - МЕНЬШЕ КРОВИ

20 ноября 1941 года Ворошиловскую дивизию переименовали в 126-ю стрелковую второго формирования. Все ее полки, спецподразделения и отдельные части получили новые номера. Для их доукомплектования продолжали прибывать призывники-дальневосточники 1922 года рождения.
Личный состав соединения в основном жил в землянках и палатках. Бойцам и их командирам пришлось перенести много невзгод походной жизни в условиях приморской осени и зимы. Быт и учеба были приближены к фронтовым реалиям. Часть красноармейцев ежедневно выделялась на стройку и хозработы, но упорная боевая подготовка не прерывалась. На собраниях принимались короткие решения: «Больше пота в учебе - меньше крови в бою». Так закалялся характер будущих героев.

По итогам армейских, а затем и фронтовых учений командующий Дальневосточным фронтом генерал армии Иосиф Апанасенко отметил, что 126-я стрелковая дивизия по боевой и политической подготовке стала лучшей, и объявил благодарность всему личному составу. К тому моменту формирование и доукомплектование воинской части окончательно завершилось: в ней насчитывалось 12553 человека.

В то же время на западе немецкие армии начали наступление на Кавказ и устремились к Волге. В ставке Верховного главнокомандования проанализировали ситуацию и приняли решение направить на фронт резервы с востока. Из Приморья планировалось перебросить четыре стрелковые дивизии и две бригады, еще пять соединений - из других регионов Дальнего Востока.

011

Командиры частей 64-й армии в Сталинградской битве 1942 г. Автор: Липскеров Г.А.

НА РУБЕЖЕ ОБОРОНЫ

С 11 по 14 июля 1942 года на станциях Раздольное и Ворошилов личный состав соединения грузился в эшелоны. Поезда двинулись на запад один за другим. Шли на максимальной скорости и на минимальном расстоянии друг от друга с соблюдением маскировки. На станции Владимировка под Сталинградом батальоны пересели на баржи. Оставшийся путь к месту сосредоточения предстояло преодолеть по Волге.

Первый удар гитлеровской авиации дальневосточники приняли, находясь на воде. После бомбежки недосчитались 120 человек. Остальным удалось благополучно добраться до берега. Последующие попытки вражеских самолетов атаковать части при переправе успешно отразила зенитная артиллерия. 1 августа 1942 года дивизия вошла в состав 64-й армии Сталинградского фронта под командованием генерала Михаила Шумилова. К исходу 5 августа соединение, усиленное 20-й истребительной и 6-й гвардейской танковой бригадами, а также минометным и артиллерийским полками, заняло полосу обороны на участке у села Абганерово и одноименной станции до 24 км по фронту.

На следующее утро на оборонительных рубежах разгорелись ожесточенные кровопролитные бои с прорвавшейся из-за Дона группировкой противника. Еще необстрелянные бойцы оказались на острие удара 4-й танковой армии Германа Гота и 6-го румынского армейского корпуса. Мощь авиационной бомбежки нарастала. В воздухе одновременно находились до 150 самолетов люфтваффе. Однако 126-я стрелковая не только удерживала позиции, но и контратаковала. Станция Абганерово и разъезд неоднократно переходили из рук в руки.

В ночь на 11 августа участок на правом фланге 126-й дивизии приняли вошедшие в ее оперативное подчинение Первое Орджоникидзевское и Житомирское пехотные училища. Боевой состав оказался малочисленным: не более 800 курсантов. Но сражались они геройски. Их прибытие позволило сформировать второй эшелон обороны для успешного отражения атак противника.

012

Атака. Автор: Кондратьев В.А.

В КИЛОМЕТРЕ ОТ ВОЛГИ

Натиск гитлеровцев не ослабевал. Войска вермахта не теряли надежды пробиться к Волге кратчайшим путем, подтягивая свежие силы. А дальневосточники нуждались в пополнении как личного состава, так и боеприпасов, продовольствия. Из-за непрерывных бомбежек пищу привозили ранним утром или поздним вечером. Но самая главная проблема была с водой. За отдельные колодцы в степи шли ожесточенные бои. Однако дух бойцов оставался несломленным.

О беззаветной храбрости и героизме наших воинов при защите подступов к Сталинграду свидетельствуют выдержки из неотправленных писем гитлеровцев. Враги были потрясены стойкостью и мужеством защитников волжской твердыни. «Мы делали все, что только могли, но русский дерется здесь с полным презрением к смерти. Пленных мы теперь больше не берем, ибо они до последнего дыхания стреляют...» - признавался родным обер-ефрейтор Г. Хамани.

Еще один немецкий вояка писал: «Нам остался до Волги только километр, но мы не можем его пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию».

Но в беспрерывных многодневных боях советские части несли значительные потери в людях, технике и артиллерии. Все резервы 64-й армии Сталинградского фронта были израсходованы. Она оказалась в опасном положении. В связи с выходом немцев к Волге появилась угроза окружения. Выжидать, пока это случится, стало бы преступлением. Поэтому Военный совет признал необходимым отвести войска на заранее подготовленные рубежи. Маневр мог обернуться катастрофой, если бы гитлеровцы застали подразделения на марше.

013

Бой за населенный пункт на ближних подступах к Сталинграду.

ГЛАВНОЕ - ДЕРЖАТЬСЯ

Вечером 28 августа с наступ-лением темноты части 64-й армии пришли в движение. Прикрывать их осталось самое боеспособное соединение - группа полковника Сорокина, в состав которой вошли 126-я стрелковая, остатки 208-й стрелковой дивизии (к слову, также сформированной в Приморье) и курсанты училищ. Всего около четырех тысяч солдат и офицеров, знавших, что стоять на позициях придется до конца.

В ночь с 28 на 29 августа дальневосточники готовились к решающему бою, углубляли окопы, укрепляли оборонительные сооружения. А ранним утром, после бомбардировки и мощной артподготовки, гитлеровцы перешли в невиданное на этом участке танковое наступление. В сражении участвовали пять немецких дивизий: две танковые и три пехотные. В их составе действовали свыше 200 танков.

В 6.30 утра полковник Сорокин доложил командующему армией о начавшемся вражеском наступлении. «Любой ценой сдерживайте танки, отсекайте от них пехоту. Главное - держаться. Час продержитесь - хорошо, два - еще лучше, а три - вам при жизни поставим памятник», - ответил генерал Шумилов.

К 14.00 комдив сообщил о серьезности положения и больших потерях в личном составе, в том числе и командном. Требовалась неотложная и срочная поддержка артиллерийским огнем и авиацией. Создалась критическая обстановка. Дивизия, выстоявшая перед двумя волнами гитлеровских атак, могла не устоять перед третьей. Командарм обещал помочь, но подкрепление так и не пришло…

Только в первой половине дня группа Сорокина уничтожила свыше двух тысяч гитлеровцев, 80 танков, 25 орудий, девять фашистских самолетов. Но силы обороняющихся таяли. Вечером прорвавшиеся немецкие танки практически в упор расстреляли штаб 126-й дивизии. Только чудом удалось спасти основные документы и знамя части. К ночи из боя вышли всего 340 человек.

У села Абганерово дальневосточники до конца выполнили свой долг. Двадцать пять дней и ночей они надежно прикрывали подступы к Сталинграду. В невероятно тяжелый день 29 августа не оставили занимаемый рубеж и ценою тысяч жизней спасли основные силы армии, совершив бессмертный подвиг. Вместо запрошенных трех часов они продержались почти сутки. Но памятника им не поставили и даже не представили дивизию к званию «гвардейской».

Соединение направили на доукомплектование, и оно свежими силами продолжило бить врага, а его солдаты совершали новые подвиги. Им еще предстояло пройти с боями по дорогам войны свыше 3,5 тысячи километров и освободить 16 крупных городов и 916 населенных пунктов. Победный май 1945 года воинская часть встретила под именем 126-й стрелковой Горловской дважды Краснознаменной, ордена Суворова II степени дивизии.

ТРАГЕДИЯ КОМДИВА

После контузии и ранения полковник Сорокин очнулся в немецком плену. Гитлеровцы несколько раз пытались склонить его к сотрудничеству в качестве консультанта, но он был непреклонен. И тогда его направили в Винницу, в лагерь Шталаг 329, где осенью и зимой заключенные в летней одежде спали на земле и недоедали. Перед Рождеством узника ненадолго перевели в польский Летцен, затем в Шталаг 1Б, а оттуда в ноябре 1943 года - на каменоломни крепости Вюльцбург.

Весной 1945 года бывший комдив сменил лагерный номер на ярлык опального у себя на Родине. Впереди был фильтрационный лагерь, унизительные проверки, допросы днем и ночью, упреки. И тогда Сорокин поехал за помощью к командарму Шумилову в Москву. Но тот встретил его прохладно.

После этой встречи здоровье Владимира Евсеевича сильно ухудшилось. К уже имевшейся амнезии добавились мучительные галлюцинации и ночные кошмары. Они оставались с ним всю оставшуюся жизнь.

После двухлетней проверки полковника наконец-то восстановили в звании и даже наградили орденом Ленина. Но спустя несколько месяцев его вновь репрессировали. Реабилитация состоялась лишь в декабре 1959 года.

5 сентября 1975 года Сорокина по инициативе местных жителей признали почетным гражданином села Абганерово. Перед смертью комдив завещал похоронить свой прах в Привольненской братской могиле, где лежат его солдаты. Так он в последний раз вернулся на огненный рубеж.

Сегодня поисковики продолжают свой скорбный труд по поиску и восстановлению имен солдат и офицеров, погибших в приволжских степях. В донесении о численном и боевом составе 126-й стрелковой дивизии пропавшими без вести в августовских боях 1942 года в районе станции Абганерово числятся более 4,5 тысячи человек. А сколько еще соединений стояли насмерть в тех местах? Счет им идет на десятки, если не на сотни.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото: портал Госкаталог.рф.

Поделитесь ...