Она уверена, что талант в человеке просыпается еще в детском возрасте и, если упорно трудиться, раскрывается на протяжении всей жизни.
Э. Денежкина в роли Гитель в спектакле «Двое на качелях».
По ее мнению, самый «вкусный» процесс в актерской профессии - это создание роли и рождение образа, который чуть позже предстанет перед зрителем на сцене. Примерная хозяйка, любящая жена и мама троих детей иногда так погружается в работу, что дома временами живет жизнью своего нового персонажа, частично отстраняясь от внешнего мира и уходя в свой внутренний. К счастью, в такие часы в семье ее понимают и поддерживают.
Все это - об актрисе драматического театра Восточного военного округа Эльвире Денежкиной, которая 5 февраля отметит юбилей.
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
- Театр прочно вошел в мою жизнь еще в раннем детстве. Есть люди, которые любят играть на сцене. А я всегда любила спектакли смотреть. Тем не менее первая роль мне досталась еще в детском саду. Это была лисичка, и я до сих пор помню песенку, которую тогда разучила, - рассказала «Коммунару» юбилярша.
Она всегда обожала поэзию, которая ее вдохновляла. Как только научилась читать, стала просить в библиотеке книжки со стихами. Девочке всегда легко удавалось их заучивать.
Малышка мечтала быть фигуристкой. Танцы на льду, особенно парные, завораживали ее, поражали и восхищали. Однако в Славянке, где она выросла, попросту негде было заниматься, и Эле пришлось принять этот факт.
Зато практически одновременно она пошла в первые классы общеобразовательной, музыкальной и танцевальной школ. Потом к этому добавились театральный кружок и рисование. Свободного времени практически не оставалось.
- Сначала я училась играть на скрипке, но потом единственный педагог уехала из поселка. Пришлось перейти в класс фортепиано. Меня этот инструмент не вдохновил. Занималась с горем пополам и со слезами на глазах. Именно в это время я полюбила ходить на хор, - призналась актриса.
Ее часто спрашивают: «Эля, откуда ты знаешь столько военных песен, русских народных, украинских?» А она отвечает, что это из детства. В их семье вообще все любили петь, хоть никто и никогда профессионально этим не занимался. Родственники осваивали обычные профессии - портниха, крановщик, шофер, строитель, учитель. Но когда они все вместе собирались за огромным столом, то казалось, что песни лились у них из самой души.
ЧЕРЕДА НЕСЛУЧАЙНЫХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ
- Всерьез об актерской профессии я впервые задумалась в старших классах. Последние годы учебы провела в частной школе. Там преподавали предметы, которых не было в обычной. Например, мировая художественная культура и театр, - вспоминает Эльвира Денежкина.
Школьники, несмотря на свой возраст, ставили настоящие спектакли. Между делом Элю просили то песню переделать, то стихотворение написать. И она настолько загорелась сценой, что твердо решила - учиться пойдет в Дальневосточный государственный институт искусств.
Но худенькая высокая девушка не глянулась ведущему педагогу курса. В тот год почему-то набирали абитуриенток в теле, про которых принято говорить - кровь с молоком. На четвертом туре экзаменов Эльвире предложили учиться в качестве вольнослушателя, но нужно было заплатить некоторую сумму. Она ничего не стала говорить своим домашним, забрала документы и подала их в Приморское краевое культпросветучилище. Здесь все экзамены сдала на отлично.
В Уссурийске ей чаще удавалось ходить на спектакли. И однажды в военном театре студентка посмотрела трагикомедию «Деревья умирают стоя» в постановке Бориса Светличного. Она была настолько сражена увиденным, что твердо решила - работать будет только здесь.
- Шансов, скажу прямо, было немного. В то время студентов на роли в спектакли не брали. Да и для нас актеры были недосягаемы, словно небожители. Можно было только прийти посмотреть постановку. Иногда особо везучим удавалось украдкой заглянуть за кулисы и поздороваться со своими кумирами. Но все же мечта сбылась. Это был памятный для меня 2002 год. Я вышла замуж и поступила на службу в театр Восточного военного округа практически одновременно, - поделилась Эльвира.
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА СЦЕНЕ
Начинающая актриса долго исполняла роли в детских постановках.
- Для нас это было свое-образное испытание минимум на пять лет. Сейчас молодые ребята приходят, и порой их сразу вводят в вечерний спектакль. А мы учились и воспитывались на сказках. Моя первая роль - Любушка в «Морозко». Перед премьерой я стояла, дрожала за кулисами. Было очень страшно. Меня пытался приободрить, обучая актерским премудростям, постановщик Владимир Тютюнник. И я беспрекословно выполняла все, что он мне говорил. С раскрытым ртом и распахнутыми глазами я с жадностью хватала каждое его слово, - рассказывала юбилярша и словно вновь переживала эмоции того дня.
По ее словам, в те годы главный режиссер театра Борис Светличный любил работать с определенным кругом артистов. На вечерних спектаклях он редко выводил на сцену неопытную молодежь. Но однажды с подачи актрисы Елены Галушкиной ему все же пришлось изменить мнение об Эльвире.
- Лена предложила поставить меня к ней в пару в спектакле «Изобретательная влюбленная». Борис Александрович долго думал, недели две. А потом поставил условие, что я приду на репетицию с полностью выученным текстом. Времени у меня оставалось до утра. А ведь эта комедия Лопе де Вега в стихах. Мне предстояло за ночь выучить 35 страниц, - погрузилась в воспоминания актриса.
Эльвира сумела сделать почти невозможное, чем немало удивила режиссера. Он благословил ее на участие в вечернем спектакле, объяснил мизансцены и психологию героини. Это была ее первая серьезная роль.
НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
Долгое время Эльвира оставалась актрисой на вторых ролях. Так продолжалось, пока в театр не пришел новый главный режиссер Алексей Похресный.
- Когда я увидела распределение на спектакль «Легенда о Тиле», была поражена. С одной стороны, это счастье, что мне доверили играть Неле. С другой, на мои плечи вдруг легла огромная ответственность. Плюс ко всему после рождения ребенка я сильно поправилась и никак не могла войти в норму. Новая роль стала мощным мотиватором, чтобы за четыре месяца сбросить 20 кг. На репетициях всей труппе пришлось учиться петь и танцевать. Ежедневно мы сбивали в кровь колени. Бывало, что болели абсолютно все мышцы. Но в моей памяти эти «страсти в стиле рок» остались, словно первая любовь. Это можно назвать началом моего осознанного творческого пути, - поделилась Эльвира Денежкина.
После Неле ей приходилось воплощать на сцене и других, не менее интересных персонажей. За образ Эвридики в рок-опере «Орфей и Эвридика» Эльвиру Денежкину удостоили престижной региональной театральной премии «Серебряный медальон» имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка в номинации «Лучшая женская роль». Но самой дорогой и любимой актриса считает Анну Герман в одноименном спектакле.
- Эту роль мне подарил главный режиссер театра на день рождения. Для меня это стало шоком. Ведь звуки голоса этой уникальной женщины я впитывала с молоком матери и позже пела ее песни своим детям вместо колыбельных. Но мне даже не могло прийти в голову, что когда-нибудь я смогу прикоснуться к творчеству этого великого человека, а тем более рассказать о судьбе Анны на сцене. Это меня поражало, обескураживало и пугало, - вспоминала Эльвира.
Сейчас она с улыбкой говорит о пережитом тогда страхе и о том, как ей удалось взять себя в руки. До сих пор актриса сердечно благодарна Алексею Похресному за подаренную возможность воплотить на сцене нежный и душевный образ любимой певицы, а также за доверие к ее профессионализму. Эльвира Денежкина убеждена, что именно вера режиссера в артиста является важнейшей составляющей творческого успеха.
Но есть у нее еще одна заветная мечта: сыграть роль «за гранью», никак не связанную с ее характером, не подходящую ей по самой природе. Ей хочется раздвинуть рамки стереотипа и предстать перед зрителем не мягкой и доброй женщиной, а в образе ярком, психологически сложном, драматическом, роковом и даже зловещем. Возможно, что однажды в исполнении Эльвиры Денежкиной мы увидим на сцене шекспировскую леди Макбет или другого, не менее демонического персонажа.
Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.
Есть у актрисы одна заветная мечта: сыграть роль «за гранью», никак не связанную с ее характером, не подходящую ей по самой природе. Ей хочется раздвинуть рамки стереотипа и предстать перед зрителем в образе ярком, психологически сложном, драматическом, роковом и даже зловещем. Возможно, что однажды в ее исполнении мы увидим на сцене шекспировскую леди Макбет или другого, не менее демонического персонажа.