В городском музее открылась новая выставка «Винил мне мил» (6+). Виниловые пластинки и музыкальные аппараты еще тридцать лет назад были практически в каждом доме, а сейчас остались лишь у ценителей.

100

Проигрыватель в деревянном коробе издавал такой сильный и чистый звук, что тирольские трели, записанные на старинном диске, были слышны даже на улице. Коллекционер Валентин Горбунов, который предоставил для выставки грампластинки из своего личного собрания, раз в несколько минут подходил и менял их. Исторические экспонаты всем хороши, но мелодия заканчивается уж слишком быстро - в основном на них записано всего по одной песне.

- Я не коллекционер, - поясняет владелец редких записей, - я меломан. Собираю пластинки, потому что мне нравится теплый, обволакивающий звук, который может дать только винил.

101

Создание коллекции Валентина началось с подарка. Несколько лет тесть предлагал ему забрать из гаража проигрыватель «Вега-109». Молодой человек отказывался: ну зачем ему нужен этот допотопный агрегат? В конце концов родственник уговорил послушать хотя бы одну запись, и при первых звуках Валентин, по его словам, «чуть в обморок не упал». Очень понравилось качество звучания. Не теряя времени, погрузил в машину аппарат, установил дома и начал увеличивать коллекцию.

Разыскивал старые пластинки где придется. Но, что примечательно, все свои находки и покупки Валентин сделал в Уссурийске и Приморском крае. Огромную помощь оказали библиотеки, в запасниках которых нашлись целые залежи записей. Когда весь мир начал переходить на CD-диски, именно туда люди отдавали свои пластинки.

Потом коллекционер организовал скупку: расклеивал объявления в городах и селах Приморья, выезжал по звонкам, разбирал старые семейные коллекции, часто вынесенные за ненадобностью на антресоли или чердаки.

102

Экспонаты для выставки предоставил Валентин Горбунов.

Музыкальный проигрыватель, который стал настоящей сенсацией на музейном вечере, - собственность Валентина. Его подарил на день рождения друг, который обнаружил этот раритет в гараже. Агрегат «Мир» 1954 года оказался машиной высочайшего класса в отличном состоянии. Похожий когда-то стоял в кабинете у Сталина, но тогда в нем было лишь радио. Впоследствии инженеры доработали технику, создав своеобразную «аудиодвойку» - проигрыватель и радиоприемник в одном корпусе.

Кроме монументального «Мира», на экспозиции можно увидеть и более привычные глазу патефоны и граммофон. По словам сотрудников музея, музыкальный аппарат с трубой издает очень громкие звуки - немудрено, что раньше с их помощью устраивали балы. У патефонов своя особенность - одноразовые иголки. Каждый раз, прослушав пластинку, их необходимо менять. Сейчас иглы для патефона - настоящая редкость, поэтому слушать на них музыку меломан себе позволяет нечасто.

Отношение к пластинкам - это отдельная история. К сожалению, в музей они обычно поступают в плачевном состоянии, поцарапанные и захватанные. У Валентина Горбунова в коллекции экспонаты практически как новые. Возможно, кому-то непривычно смотреть, как любители музыки перед проигрыванием аккуратно протирают пластинки бархоткой, но именно это предотвращает поверхность от царапин, пыли, сохраняет иголку и дает в полной мере насладиться звуком.

Российский и советский винил прошел долгий путь. Каждая пластинка имеет свое лицо и качество - хорошее Апрелевского завода, среднее - Ташкентского, прекрасное - Рижского и высочайшее - Московского опытного завода «Грамзапись» (сокращенно МОЗГ), который выпускал продукцию очень маленькими тиражами. В Советском Союзе на пластинках записывали выступления политических и культурных деятелей, сказки для детей, обучающие программы и, конечно, музыку, особенно классику. Существовали специальные экспортные варианты, которые представляли на выставках за рубежом.

Но обычные люди тоже могли сделать собственную звукозапись. Во Владивостоке и Уссурийске в прошлом веке стояли автоматы, которые сохраняли голос на небольшой виниловый диск. Можно было послать родственникам обращение или звуковое поздравление. Качество оставляло желать лучшего, но в семьях такие сувениры хранились десятилетиями.

К сожалению, ни в коллекции уссурийского музея, ни у Валентина Горбунова не нашлось знаменитых записей иностранной музыки на рентгеновских снимках, или, как говорили стиляги 60-х, «на костях». Может, они остались у кого-то из читателей «Коммунара»?

В зале музея на протяжении всей встречи звучали «Сказки Венского леса», голоса Утесова, Робертино Лоретти. В последнее время музыкальная индустрия стала все чаще оглядываться назад - множество мировых исполнителей возвращаются к виниловым дискам, делая первоначальную запись именно на них.

Планируется, что выставка будет работать в уссурийском музее несколько месяцев, и прикоснуться к миру музыки сможет каждый желающий.

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

Поделитесь ...