Каждый год в октябре многие приморцы отправляются в лес на сбор кедрового ореха. Кто-то выезжает в выходные немного подзаработать, для других это серьезный бизнес, которому они посвящают целый сезон.

В тонкостях добычи «таежного хлеба» разбирался корреспондент «Коммунара».

033

Извлечь орех из шишки задача не из легких, требующая определенных навыков и сноровки.

Поспешишь - инспектора насмешишь

Большая часть собранного урожая уходит в соседний Китай. Кедровые орехи - настоящее богатство тайги. Используются в медицине, кулинарии и зачастую возвращаются в Россию в уже переработанном виде.

Занимаются закупкой и государственные организации. Например, «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» несколько лет подряд размещает контракты на покупку качественного сырья - для посадки и получения молодой поросли кедров на восстановление экосистемы.

Хотя сезон кедрового ореха открылся только с 1 октября (в северных районах края - с 15 сентября), первых браконьеров арендаторы участков и работники лесного хозяйства начали выдворять из тайги еще в августе. Хотя летом и ранней осенью толку от сбора практически нет: кедровые шишки еще зеленые, с нераскрывшимися чешуйками, орех не созрел, питательных веществ в нем мало.

Торопыги стремятся раньше всех набить свои мешки, преследуя конкретную цель - первыми добраться до перспективных участков тайги, которые находятся неподалеку от дорог и куда можно проехать на легковом автомобиле. Часто наносят этим вред не только лесу, но и себе. Несозревшая шишка крепко держится на ветках, не падает. Чтобы ее собрать, приходится забираться на самые верхушки деревьев.

Но все труды и перенесенные опасности могут оказаться напрасными. Если шишки снимают слишком рано, внутри скорлупы через пару месяцев вместо полезных ядрышек окажется труха. Опытные скупщики такой некондиционный товар видят издалека и платить за него отказываются. Бесценные кедровые богатства приходится центнерами вывозить на помойку.

Шишкари-профессионалы до октября лишь разведывают урожайные места и собирают бригады, чтобы с наступлением сезона зайти в тайгу. Обычно, обеспечивая таежников питанием, кухонными, бытовыми принадлежностями и беря на себя транспортные расходы, предприниматели делят с ними прибыль от продажи собранного ореха из расчета 50 на 50.

034

Высоко сижу

Работа на свежем воздухе сложная и тяжелая, справится с ней не каждый. Бригады и одиночки, строя для жилья балаганы из синих китайских тентов, переживают там первые ночные заморозки, а с утра отправляются на поиски упавшей кедровой шишки. Иногда идти приходится по нескольку километров, неся на плечах мешки. В лесу их оставлять сейчас никто не рискует: в тайге вовсю процветает воровство чужой добычи. В урожайные годы, когда станы шишкарей стоят на расстоянии пары километров друг от друга, нередки случаи набегов и хищения целых складов кедровых богатств.

В этом году лес полон охотников за орехом как никогда. На промысел отправляются предприниматели на дорогих джипах и сельские семьи на стареньких иномарках. Но люди непривычные там не задерживаются. Сборщик должен уметь хорошо ориентироваться в тайге и правильно себя вести при встрече со зверем. Обычно тигры и медведи сторонятся шумных человеческих стойбищ и компаний, но, встретив свежий след, нужно быть готовым ко всему. Люди опытные носят с собой отпугивающие средства, например, фальшфейер, а то и самодельные ракетницы.

Самая желанная погода - дождь и ветер. Именно в это время намокшие отяжелевшие шишки срываются с верхушек, падают и ковром устилают землю. Но если осень была сухой и безветренной, сезон «кедровой охоты» растягивается до морозов, а то и до выпадения снега.

Есть в среде таежников особая каста - верхолазы. С помощью самодельных железных когтей и альпинистского снаряжения они забираются на самую верхушку лесных великанов и сбрасывают оттуда шишки - иной раз по мешку с дерева. Специальность эта редкая, не слишком законная и достаточно опасная.

Кедролаз должен быть легким и ловким. Металлические когти, которыми он впивается в кору дерева, не выдерживают большой вес. Уважающий себя «высотник» их не покупает, а изготавливает под собственную ногу, так что альпинистское снаряжение каждого - товар штучный, авторский. В удачный сезон такие спецы зарабатывают до нескольких сотен тысяч рублей, но одно неверное движение может обернуться несчастным случаем.

Терка и лущилка

Еще лет десять назад рядом с оптовой базой на 6-м километре стояли коммерсанты из Поднебесной, держа в руках картонки с надписью «Орех» и ценой. Сейчас предприниматели скупают шишки уже по селам, иной раз - прямо на выезде с лесных дорог.

Чистый орех почти никто не сдает - добытчики предпочитают без хлопот продать собранное и сразу получить деньги. Извлечь орех - это уже задача скупщиков, которые организовывают целые цеха по переработке.

Раньше для этого существовала масса ручных приспособ-лений. Например, подобие терки из железных прутьев для дробления шишки на мелкие куски. Потом их просеивали через сита с разной величиной ячеек несколько раз, замачивали в ваннах с водой, чтобы ненужная шелуха и мусор всплыли на поверхность. При этом много качественного продукта все равно уходило в отходы и КПД такой работы был достаточно низким.

Сейчас бизнесмены покупают специальные машинки производства Поднебесной. Наши соседи используют их для лущения кукурузы, но и с лесной добычей агрегаты справляются отлично. Полученный орех пакуется и отправляется на дальнейшую перепродажу.
Цены на кедровые богатства меняются каждый день и зависят от множества факторов - курса валют, обстановки на таможне, количества товара, даже просто наличия или отсутствия свободных денег у крупного оптового покупателя. Чем меньше остается ореха в лесу, тем выше его стоимость. Например, сейчас цена одного килограмма кедровых шишек - 110 рублей, а чистого продукта - 300.

По словам таежников, даров леса хватает и людям, и животным. Почти треть из найденного уже изгрызена белками или кабанами. Кроме того, весь орех не соберешь даже при огромном желании: в тайге не так много доступных мест, гораздо больше отдаленных уголков, куда не проедешь ни на каком транспорте, а значит, и люди туда не доберутся.

Алина БЕЛЯЕВА.
Фото автора.

В тему

В правительстве Приморского края дали разъяснения по поводу изменений, которые могут внести в порядок заготовки, оборота и экспорта кедрового ореха. Ранее с соответствующим предложением к президенту РФ Владимиру Путину обратился губернатор региона Олег Кожемяко.

Для дальнейшей системной и эффективной работы по сохранению популяции амурского тигра и развития экономики отдаленных территорий Олег Кожемяко предложил Владимиру Путину поручить Минприроды РФ и другим ведомствам во взаимодействии с правительством Приморского края разработать проект федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ и другие законодательные акты РФ. Глава региона предлагает предоставить субъектам РФ полномочия по регулированию объемов и определению мест заготовки кедрового ореха гражданами для собственных нужд, по контролю за оборотом и изъятию из оборота незаконно заготовленного ореха, организации торгов на право аренды участков заготовки кедрового ореха для участников рынка, имеющих мощности для его переработки. Экспорт необработанного кедрового ореха предлагается запретить.

Владимир Путин в своей резолюции на это письмо поручил заместителю председателя правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко проработать вопрос и доложить результат.

Глава министерства лесного и охотничьего хозяйства Приморского края Константин Степанов подчеркнул, что предложения губернатора не ущемят интересов местного населения, для которого заготовка ореха традиционно была сезонным подспорьем.

Поделитесь ...