В начале февраля спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила ввести мораторий на закон о госзакупках, предусматривающий контрактную систему.

По ее мнению, это поможет регионам быстро осваивать средства, вкладывая их в развитие собственной инфраструктуры и в экономику.

002

Участникам закупочных процедур необходимо знать 44-­ФЗ, 223-­ФЗ и множество подзаконных актов, чтобы работать по всем правилам, не попасть в реестр недобросовестных поставщиков и не лишиться торгов на два года.

Быть ли тендерам?

Законодательство в сфере закупок принималось более 10 лет назад для борьбы с коррупцией. Но, по мнению Валентины Ивановны, нечистоплотные на руку представители бизнеса и в рамках действующего закона находят пути для осуществления своих схем, а добросовестные компании и подрядчики страдают.

Как считает политик, контрактная система очень сильно затягивает процесс освоения средств. Если деньги на социальные объекты, школы, детские сады, дороги выделены с 1 июля, остается слишком мало времени на строительство и ремонт. Пока проведут аукционы, заключат контракт, выходит, что асфальт начинают класть в сентябре, а стройки ведутся в морозы.

Валентина Матвиенко поручила сенаторам до 15 марта проработать законодательные решения по мораторию на закон о госзакупках.

Большие возможности

Почти у каждого предпринимателя есть своя история, связанная с тендерами. О своем отношении к инициативе нам рассказал индивидуальный предприниматель Александр:

- Закон о контрактной системе был принят около 10 лет назад. С тех пор, чтобы приобрести на бюджетные деньги любые товары и услуги, учреждения должны проводить торги среди подрядчиков. От крупных проектов по строительству и ремонту до покупки сущих мелочей - батареек, ручек, бумаги.

Это открыло дорогу для небольших предприятий и ИП из разных районов страны, которые раньше не имели ни единого шанса получить бюджетные средства. Даже маленькая неизвестная фирма могла поставлять моторы, канцелярию или пилить деревья, зарабатывая деньги и развиваясь. При этом претендентам в процессе аукциона почти всегда приходилось умерять свои аппетиты и не замахиваться на сверхприбыли. Все это выливалось в существенную экономию бюджета.

Я, собственно, так в бизнес и вошел. Увидел тендер на поставку мотора в один из небольших поселков Приморья. Оборудование было жизненно необходимо для системы водоснабжения - несколько многоэтажных домов могли перед отопительным сезоном остаться без воды. Нашел двигатель нужной мощности в Интернете, один-единственный. Со всеми списался, созвонился, все уточнил. Тогда заявки еще приходилось подавать лично, так что отправился за 250 километров по разбитой дороге. Там встретили как родного, сказали, что кроме меня желающих нет, а время поджимает. Аукцион выиграл автоматом. Полученный из Екатеринбурга мотор повез в поселок сам на стареньком универсале. Заработал приличные по тем временам деньги.

Дешево, но не сердито

В контрактной системе хватает и проблем. Некоторые коммерсанты, которые ничего не изготавливали сами, а занимались только перепродажей, быстро поняли преимущества нового закона и начали активно участвовать в торгах. Бывало, перебивали и сильно снижали цены, отбирая контракты, а по сути, возможность заработать у местных производителей. Таким образом иногда нарушалась целая «экосистема»: предприятия, которые много лет жили, рассчитывая на определенные заказы и давая рабочие места жителям, могли проиграть важный для них тендер и оказаться на грани банкротства.

Самая низкая цена не всегда оказывалась благом для заказчика. Качественную продукцию или услугу невозможно поставить за копейки. Некоторые фирмы стали действовать по принципу: «Лишь бы выиграть контракт, потом наймем за три копейки гастарбайтеров без опыта работы, они все построят», «Купим любой товар дешево и привезем». В Интернете начали активно обучать начинающих предпринимателей подобному подходу, разъясняли, как работать с документами, ища лазейки в техническом задании, чтобы путем перепродажи и субподряда получить прибыль на разнице.

Результаты таких процессов периодически выливались в срыв важных контрактов, оказание некачественных услуг.

Пример: жаркое лето 2021 года, когда в Уссурийске начались, а потом встали работы по благоустройству. Некоторые подрядчики не рассчитали своих сил и бросили все на полпути. Пришлось ждать, теряя лучшие летние дни, пока можно будет по закону разорвать с ними деловые отношения. Все это время улицы стояли в разбитом состоянии. В одном месте не справившиеся строители со злости выкопали установленные ранее бордюры и унесли с собой. Ситуация благополучно разрешилась только ближе к осени.

Также показательна история в одном из сельских детских садов Приморского края. Тендер на поставку питания смог выиграть предприниматель, который решил максимально сэкономить. Сок, масло, мясо (точнее, кости) он выбирал самые дешевые. На все претензии к качеству отговаривался: в документах не указано конкретно, какими должны быть продукты.

К счастью, многие заказчики быстро поняли эту проблему и начали очень ответственно подходить к составлению технического задания, в мелочах прописывая то, что необходимо, проверяя репутацию фирм и отметая таким образом «халтурщиков».

Благополучно закончилась скандальная эпопея на поставку новогодних подарков для приморских детей в 2019 году. Тогда тендер выиграла сомнительная компания из Иваново, которая была образована недавно и не имела ни одного сотрудника. Зайдя на торги, она снизила начальную цену сразу на 40%. За эти деньги хорошие праздничные наборы собрать было невозможно. Кроме того, фирма могла просто не справиться с выполнением задания. И тогда приморские дети остались бы без конфет под елкой. В итоге антимонопольная служба, проведя проверку всех участников, аннулировала результаты торгов. Заказ достался «Приморскому кондитеру».

Печальный опыт

Есть в истории участников различных конкурсных процедур еще одна серая схема. О ней нам рассказал уссурийский предприниматель Юрий:

- Я неоднократно работал с госзакупками, связанными с благоустройством территорий, иногда участвовал в субподряде. Всегда все проходило в обычном рабочем порядке, но в прошлом году меня впервые обманули.

Со мной связался владивостокский бизнесмен, рассказал, что выиграл контракт на покос травы и уборку листьев на улицах Уссурийска. Своих рабочих, бригад и оборудования у него не было, но он надеялся дешево нанять людей на месте, заплатить им треть цены и положить большую часть денег в карман. Я объяснил, что все задание выполнить не смогу, не хватает ресурсов, но определенный объем работ на себя возьму. На том и договорились.

Высланный мной на электронную почту контракт подписан так и не был, кормили завтраками. В итоге бригада почти месяц трудилась без договора. Все это время я платил рабочим из своего кармана, вывозил траву и сухие листья, посылал видеоотчеты. Но вскоре оказалось, что бизнесмен так и не нашел других субподрядчиков и не успевает выполнить все положенное в срок. Он начал настаивать, чтобы я любыми способами отработал весь объем, иначе ни копейки не получу и даже буду платить штраф.

В итоге делец из Владивостока получил от заказчика деньги за контракт, но представленные мной счета так и не оплатил. Теперь игнорирует все сообщения, а отправленная заказным письмом претензия вернулась обратно. При телефонных разговорах со смехом советует обращаться в суд. Юрист пояснил причины его веселья - если договор не подписан, доказать правоту невозможно. Я, конечно, сам виноват: принялся за работу, не оформив предварительно все до последней запятой. Сейчас выплачиваю долги.

Диана ВОЛОДИНА.

Поделитесь ...