Евгений Яковлев - один из тех, кто смог найти свое место в Шанхае и построить успешную карьеру. О том, чему обучают китайских детей и как многомиллионный город пережил локдаун, - в материале «Коммунара».

Китай для приморцев - ближний сосед. До пандемии уссурийцы не только отправлялись туда за покупками, но и устраивались на работу, оставались на ПМЖ.

033

В стэм-школу принимают детей с семи лет.

Евгений Яковлев - один из тех, кто смог найти свое место в Шанхае и построить успешную карьеру. О том, чему обучают китайских детей и как многомиллионный город пережил локдаун, - в материале «Коммунара».

Работа «под прикрытием»

- Все началось восемь лет назад. Я приехал в Китай, где уже проживала моя сестра, отдохнуть. Но так получилось, что остался, - рассказал Евгений. - Сначала подрабатывал на съемках в кино в эпизодах, где требовались люди европейской внешности. Но вскоре понял, что необходимо искать что-то постоянное. По специальности - гостиничный туризм и ресторанный бизнес - устроиться не удалось. Оказалось, что мой российский диплом тут совершенно не котируется, предпочтение отдавали соискателям из других стран.

Тогда попробовал иной вариант - работу с детьми. У меня хороший английский, 90% времени разговариваю именно на нем, а услуги преподавателя здесь очень востребованны. Сначала приходилось подрабатывать частными уроками, затем я устроился в языковую школу, где обучались малыши от 4 до 6 лет. Хотя виза и все документы были в порядке, работал «под прикрытием», изображая американца. В Китае учителем английского мог быть только носитель языка: к русскому никто не придет, это просто непрестижно. Поэтому в стране оказалось полно братьев-славян, русских и сербов, которые по документам числились канадцами или англичанами, в зависимости от акцента. Но пару лет назад контроль в образовании ужесточили, и сейчас подобный номер не пройдет.

Через три с половиной года я понял, что «уперся головой в потолок» и карьерного роста на этом месте уже не предвидится. На глаза попалось объявление школы дополнительного образования. На собеседовании сразу рассказал о своих амбициях, год отработал преподавателем, а потом мне предложили стать координатором - эта должность в России соответствует директору школы.

Образование по-китайски

Наш бренд объединяет три школы в Шанхае и одну в Ханчжоу. Я руковожу главным кампусом. Здесь на постоянной основе занимаются почти 800 детей, не считая летних и зимних лагерей. Вся программа разделена на четыре курса, в каждом два семестра с перерывом на китайский Новый год зимой и полтора месяца летом.

Наше учебное заведение занимается стэм-образованием. На занятиях ученики делают что-то своими руками, осваивают инструменты - рубанки, напильники, отвертки, дрель, узнают принципы работы электричества. Это довольно близко к тому, что в Советском Союзе делали на уроках труда. Подобных учреждений в городе немало, но наше пользуется большой популярностью. Сюда приводят в том числе и детей из богатых семей, детей знаменитостей, потому что цель преподавателей - не просто отвести часы и получить деньги, а добиться, чтобы ребенок понял, как устроена та или иная вещь и как ее отремонтировать, если сломается.

В Китае очень много времени и сил уделяют образованию, учатся гораздо больше, чем во всех остальных странах. Начиная с четырех лет каждый малыш ходит минимум на 5-6 различных образовательных кружков и к моменту поступления в школу обладает солидным набором знаний. Китай находится на первом месте в мире по количеству программ дополнительного образования - ребята учатся практически весь день.

Но все-таки дети есть дети. Иногда у преподавателей возникают проблемы с учениками из богатых семей - представьте, ребенок никогда ничего не делал сам, потому что в квартире четыре горничных, а сейчас приходится осваивать работу с инструментом. Но и с ними находим общий язык, даем необходимые знания.

Город взаперти

Изоляция из-за коронавируса стала серьезнейшим испытанием для жителей. Вечером 27 марта этого года вышло оповещение в Ви-чате (местная социальная сеть, похожая на Ватсап, которой пользуются абсолютно все жители Китая, включая государственные службы). Сообщали о том, что половина Шанхая будет закрыта на карантин.

Здесь нужно немного рассказать о географии этого мегаполиса. Население - более 25 млн человек. Он разделен рекой на две части: восточная, где проживает порядка 40% жителей, называется Пудун, а западная - Пуси. В семь вечера накануне локдауна пришло известие, что с полуночи на четыре дня закроют весь Пудун. Людям было предписано сидеть по домам, магазины и все остальные предприятия не работали, выходить разрешалось только для тестирования на коронавирус. Тех, у кого анализ на ковид оказался положительным, свозили в большие ангары-больницы, где больных изолировали далеко не в самых комфортных условиях.

В итоге четырехдневный локдаун продлился два месяца. Где-то и три, если выявляли новые случаи. Город разделен на компаунды - небольшие микрорайоны, огороженные забором. Как только обнаруживался хоть один случай заражения среди жителей, весь район запирался еще на две недели.

Было страшно. Шанхай превратился в город-призрак. Люди не успели запастись едой, а выходить из квартир запрещалось. Кто-то пытался заказать продукты на дом по Интернету, но стоимость доставки небольшого пакета с едой доходила до 1000 юаней (около 9000 рублей по курсу). Тяжелее всего приходилось старикам, у которых даже телефонов не было, и дети не могли им помочь. Первые две недели локдауна стали настоящим адом, потом начали приходить еда, гуманитарная помощь.

Я живу в другом районе, нам повезло больше, так как было время подготовиться. Но опять же - закупили продуктов на неделю, а не на два месяца. Наш микрорайон до сих пор периодически закрывают: компаунд очень большой, 63 дома, 3,5 тысячи человек. Хоть одного больного да выявят, и вновь мы сидим и смотрим, как за забором течет жизнь.

В Китае важнее всего не потерять лицо и выполнить свое обещание, иначе можно навсегда потерять уважение окружающих. Власти в городе взяли обязательство перед партией - политика «полный ноль», не должно быть ни одного зараженного. Но двухмесячный карантин привел к провалу в бизнес-сфере. Шанхай сильно влияет на экономику страны, поэтому жесткие ограничения все-таки сняли.

Не покладая рук

В июне мы снова смогли выходить из домов, однако рестораны, кафе, спортзалы, кинотеатры были закрыты. Детей не выпускали до конца месяца. С 1 июля нашей школе разрешили вновь открыться.

Работы сейчас так много, что остается время только на сон. Ведется набор на первый курс, конкурс достаточно серьезный. Кандидаты проходят собеседование, показывают свои умения на пробном уроке.

Кроме того, необходимо нагнать программу. Дети сейчас занимаются в усиленном режиме, четыре дня в неделю по три урока, итого шесть часов в день. Плюс у нас открылся летний лагерь - этого с огромным нетерпением ждали как ученики, так и их родители. За два с лишним месяца сидения взаперти дети очень соскучились по общению. Им снова нужно входить в трудовой режим, привыкать к дисциплине. За время карантина некоторые позабыли об уважении к учителю или другим детям, кто-то стал более агрессивным, потому что весь уклад жизни изменился.

Преподавателям сейчас очень сложно. Работаем не покладая рук, вечером просто падаем, однако мы этому рады. Все уставшие, но довольные - возвращаемся к нормальной жизни.

Стараемся с душой подходить к своей работе, давать своим воспитанникам реальные знания. Многие образовательные учреждения вкладывают большие средства в маркетинг - рекламу, обзвоны. В день мне звонят минимум пару раз, чтобы предложить устроить ребенка в какой-нибудь кружок или купить курсы. В нашей компании отдела продаж нет и никогда не будет, а маркетингом занимается всего один человек, который готовит статьи и размещает фотографии в чате. Новые клиенты приходят через сарафанное радио. Таким образом школа за шесть лет выросла со 160 до 2,5 тыс. учеников.

После локдауна нашему учебному заведению разрешили открыться раньше остальных. Переживаем постоянные проверки, но чиновники видят проделанную работу и дают зеленый свет. Поступают предложения открыть подобные учебные заведения и в других районах Китая.

Записала Оксана СЕЗИК.
Фото предоставлено Е. Яковлевым.

Поделитесь ...