В волшебные сети вязания мастерица попала еще в детстве. Сегодня ее работами восхищаются как любители, так и профессионалы.

064

Уссурийская мастерица связала уже более 400 игрушек.

Бабушкина наука

Первым учителем была бабушка Антонина Аввакумовна, обвязывавшая родных и близких - кому варежки, кому носочки. Она терпеливо обучала внучку владеть крючком и спицами, показывала, как делать петли, столбики. Наташа схватывала на лету, уже тогда понимая, что в жизни может все пригодиться. Да и просто нравилось ей держать в руках теплые клубочки разноцветных ниток и плести из них замысловатые узоры.

Детство и юность будущей мастерицы прошли в поселке Краскино Хасанского района. После окончания школы поступила в Уссурийский педагогический институт и получила профессию педагога дошкольного образования. Вернувшись на родину, десять лет отработала воспитателем в детских яслях. Какое-то время была делопроизводителем в воинской части. Потом уехала в Уссурийск, где девятнадцать лет служила телефонисткой - сначала в полку связи, после в штабе армии.

Когда родился сын, вспомнила бабушкину науку. Вязала малышу чепчики, кофточки. Рождение дочерей добавило в этот список нарядные кружевные платьица, юбочки, пинетки. С каждой новой вещью появлялся опыт, оттачивалось мастерство.

В 2009 году ушла на пенсию. С этого момента, собственно, и началась ее творческая карьера.

Дорогое удовольствие

На досуге Наталья вязала, вышивала крестиком. Неожиданно для себя увлеклась бисероплетением. Фантазия плюс умелые руки, и на свет появлялись невероятно реалистичные объемные композиции из цветов.

Когда количество работ перевалило за несколько десятков, появилось желание поделиться рукотворной красотой с другими людьми, услышать их мнение. Узнав, что при Центре народного творчества есть клуб уссурийских мастеров, набралась смелости и пришла туда. Поговорила с Татьяной Владимировной Статюхой и Натальей Викторовной Антипиной. Через некоторое время ее цветы уже принимали участие в первой выставке. Дальше - больше. Фестивалям и конкурсам потеряла счет. Постепенно пришло признание в кругах профессионалов и среди любителей рукодельного творчества. Как результат - многочисленные дипломы лауреатов всех степеней.

Бисероплетение - дорогое удовольствие. Материалы, необходимые для создания композиций, стоят немало. В то же время их громоздкость и хрупкость порой приводят к поломкам (причем в самый ответственный момент), обесценивая весь труд и затраты. Не удивительно, что Наталья снова вернулась к любимому вязанию. Но в этот раз серьезно взялась за игрушки. Новое направление осваивала практически с нуля. До сих пор помнит первую божью коровку, которую сделала для маленькой дочери своих знакомых. Признается: «Интересная получилась и смешная».

Руки, ноги, голова

Набив руку на зайчиках, котиках, медвежатах, Наталья остановила свой выбор на куклах. С тех пор уже почти три года делает только забавных клоунесс, принцесс, ведьмочек или просто девчушек. Одна из последних - веселая и озорная Пеппи Длинныйчулок.

Образы мастерица старается создавать сама. Идею может где-то подсмотреть, а потом доработать и развить. Все куклы в единственном экземпляре, повторов никогда не бывает. В этом есть определенный стиль и даже эксклюзивность.

Так как Наталья никогда не сидит над чертежами, рождение новой куклы происходит спонтанно. По ходу работы появляются идеи и интересные задумки: где рюшечку сделает, где бусинку привяжет. Многое зависит от настроения.

Вязание любит счет. Если пропустить хотя бы одну петлю, изделие потеряет симметрию и просто-напросто получится кривым. Чтобы избежать этого, его всегда можно немного распустить и вернуться к моменту, с которого что-то пошло не так.

В первую очередь делается туловище, которое затем набивается наполнителем. В зависимости от предназначения игрушки его можно укрепить проволочным каркасом. Для подвижности рук и ног используются пуговичные крепления. Лицо создается с помощью утяжек. Глаза из эпоксидной смолы получаются как живые. Рот вышивается, брови и румяна тоже. Когда кукла готова, наступает черед изготовления одежды. Нитка для этого берется более тонкая. Чтобы не было слишком узко или широко, количество петель подбирается опытным путем, с помощью примерок. Финальный штрих - всевозможные аксессуары и украшения.

По маминым стопам

Дома у Натальи есть специальный стол, инструменты, шкаф, набитый всем необходимым для работы. Творит она только днем - вечером освещение плохое. На создание одной куклы уходит две-три недели. Если позволяют сроки, старается не торопиться и делать все добротно.

- В вязании кукол нет предела для совершенствования, - признается мастерица. - Мне еще есть куда расти. В то же время хочется попробовать силы и в других направлениях. Понемногу осваиваю валяние шерсти. Мечтаю научиться делать текстильных кукол. Планов много, но времени на все пока не хватает.

Общее количество созданных игрушек давно уже перевалило за 400 штук. Многие нашли своих покупателей, разъехавшись по городам России и ближнего зарубежья. Часть ушла на подарки. Дома осталось совсем немного.

Во всех начинаниях Наталью поддерживают родные - радуются ее успехам, гордятся, когда привозит домой очередные награды. Если младшую дочь рукоделие привлекает мало, то старшая, можно сказать, пошла по маминым стопам. Она вяжет из плюшевой пряжи игрушки для маленьких детей и уже превзошла в мастерстве своего учителя.

- У меня четыре замечательных внучки, - улыбается кукольница. - Думаю, придет время и они тоже продолжат бабушкино дело.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото предоставлено Н. Романенко.

Поделитесь ...