Анатолий Черевко может смастерить любую вещь из дерева, от ложки до расписных оконных наличников.

022

Анатолий Черевко уже много лет занимается художественной резьбой по дереву. Старинное ремесло освоил самостоятельно, прошел нелегкий путь от любителя до профессионала.

Мастер-самоучка

Родился Анатолий Дмитриевич в Еврейской автономной области, в селе Садовом. С самого раннего детства проявлял интерес к прекрасному - постоянно что-то лепил, делал карандашные наброски. Объектами внимания в основном были люди или окружающая природа.

После службы в армии судьба забросила его в город Новокуйбышевск Самарской области. Днем трудился на нефтеперерабатывающем заводе, а вечерами брался за кисти и краски. В 27 лет отважился поступить в художественную школу - чувствовал, что не хватает образования, без которого двигаться дальше было сложно. Потом окончил техникум и получил диплом учителя рисования и черчения. По профессии, правда, работал совсем немного, год-полтора. Параллельно увлекся резьбой по дереву, собрал вокруг себя таких же самоучек - вместе устраивали выставки, обменивались опытом.

17 лет назад он приехал в Приморский край. На новом месте пришлось начинать все заново. Что было создано в предыдущие годы, к сожалению, осталось на западе России. Но мастер не унывает. Руки и голова при нем, остальное со временем образуется.
Далеко не у всех резчиков есть мастерские. Стружки, опилки, пыль, запахи скипидара, олифы и лака делают невозможной работу резчика в квартире. Анатолию Черевко в этом плане повезло. Дружба с краевой общественной организацией «Белорусы Приморья» позволила ему оборудовать собственное помещение в доме на ул. Некрасова, 92.

- Пусть комнатка небольшая, но, главное, есть угол, где можно спокойно поработать, - говорит он. - Я вылепил для «Белорусского дома» гипсовый манекен - девушку, которую одели в национальный костюм. Сейчас делаю аиста. Осталось совсем немного.

От табуретки до избы

О своей любви к дереву мастер может говорить часами. Хорошо знает все свойства разных пород, их структуру, преимущества и недостатки.

Самое мягкое и податливое дерево - липа. Береза немного плотнее. У ильма текстура хорошая. Из него он Иисуса Христа и бюст Сталина вырезал. Елка при обработке волокна дает, это придает изделиям неповторимый шарм. Самое твердое и благородное дерево - дуб. Лиственница раньше шла на рамы для окон, террасы. Для любой древесины есть свое предназначение, и потому выбор всегда зависит от конечной цели.

Одно время Анатолий Дмитриевич работал на стройке и в столярке. Может смастерить любую вещь для дома, от табуретки до расписных оконных наличников. При желании - срубить деревянный дом одним топором, как старинные русские мастера.

Основное место работы - локомотиворемонтный завод, где он трудится модельщиком. Из дерева по чертежам делает модели будущих деталей. Потом по ним отливаются металлические оригиналы. Если в резьбе небольшую ошибку никто не заметит, то здесь она недопустима. Мастеру требуется придерживаться заданных размеров и не отступать от них ни на миллиметр.

Однажды кто-то из коллег попросил его вырезать деревянное колечко для подарка. Работа мелкая, кропотливая. Тем не менее решил попробовать. Вопреки ожиданиям все получилось - покрытый лаком перстень заиграл на солнце причудливым узором. Заказчик остался доволен, а мастер так втянулся в новое для себя дело, что смог остановиться только через два месяца. С помощью пилы, лобзика и шлифовальной бумаги создавал удивительные украшения - кольца, сережки.

Помимо резьбы, не оставляет Черевко и увлечение живописью. В основном пишет пейзажи - природу тех мест, где вырос или просто когда-то бывал. Но есть и портреты людей. Многие его полотна нашли пристанище в оформлении «Белорусского дома».

023

Главное - довести до ума

Инструменты Анатолий Дмитриевич в основном изготавливает сам, только круглые стамески покупные. Ручки резцов делает под свою ладонь, чтобы удобно было. Другой умелец с ними работать не сможет.

Параметры подбирались методом проб и ошибок, заодно и мастерство совершенствовалось. Проследить это можно на примере ложек. Если первые изделия были грубыми и громоздкими, то со временем в них появились легкость и изящество.

- Для ложек хорошо идет липа, - поясняет мастер. - Можно, конечно, вырезать из березы или дуба, но будет немного сложнее. Все зависит от опыта. Люди ведь и камень точат. Обычно я делаю ложки чистыми, не покрываю ничем. Но если кто-то собирается использовать их для еды, надо обработать льняным или обычным растительным маслом. Это необходимо, чтобы дерево не повело и оно не лопнуло. Вообще, вырезать ложку не сложно, гораздо труднее довести ее до ума.

Качество инструмента, конечно, играет огромную роль в работе резчика, но по степени важности все-таки стоит не на первом месте. Самое главное - умение замечать красоту там, где другие проходят мимо, и способность воплощать ее в жизнь.

Очень сильно в профессиональном плане помогло вступ-ление в Уссурийский клуб мастеров при Центре народного творчества. В первую очередь это, конечно же, общение с близкими по духу людьми. Кроме того, многочисленные ярмарки, конкурсы, выставки, мастер-классы. Его «Ванечка-пастушок» сейчас украшает клуб села Улитовка. Скамейка в виде петушка уехала в Красный Яр. В ближайшие дни отправится к заказчику панно с драконом.

Недавно в составе клуба Анатолий Дмитриевич принимал участие в XI краевом фестивале современного любительского творчества «Черниговские родники». Конкурсное жюри по достоинству оценило его мастерство, присудив диплом лауреата I степени.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото автора.

Поделитесь ...