Заслуженный художник России, член правления уссурийской организации Союза художников России Ольга Никитчик отметила 65-летний юбилей.


Ольга Никитчик - член Петровской академии наук и искусств, Российско-китайского института искусств и Международной академии искусств.

Не хочу судьбу иную

Вопроса «кем быть?» у Ольги Кимовны не возникало никогда, ведь ее отец - заслуженный художник РСФСР Ким Коваль. Рассказывая о своих детских годах, в первую очередь вспоминает запах масляной краски, постоянно работающего папу и маму, окружающую всех вниманием и заботой.

- Я росла в любви и думала, что все на свете живут так же, - говорит она.

Училась Ольга в 25-й школе, хорошо успевала по всем предметам. После получения среднего образования поступила во Владивостокское художественное училище. Проучившись два года, по совету отца подала документы в Дальневосточный институт искусств. «Если у тебя ничего не получится, то об этом никто не узнает, - сказал он. - Ты снова вернешься в училище».

Она согласилась. Но первое испытание - нарисовать обнаженную мужскую фигуру - повергло ее в ужас… Потом были живопись, натюрморт, портрет. Ольга успешно справилась и с ними. С общеобразовательными дисциплинами вообще не возникло никаких проблем - обучение в физико-математическом классе не прошло даром. Так, несмотря на большую конкуренцию (40 человек на одно место), стала студенткой художественного отделения института искусств.

В любой сложной ситуации ее всегда спасало умение трудиться. Еще в детстве, бывая с художественной школой на пленэрах в Андреевке, Оля с удовольствием проводила время в обществе папиных друзей-художников. Пока другие ребята купались, загорали или ловили рыбу, она прилежно рисовала. И так каждое лето.

Вскоре пришел и первый успех - шесть ее работ отобрали на молодежную выставку во Владивосток. Для того времени неслыханное событие. Это сейчас студенты и школьники в выставочном зале обычное дело. Тогда такое право нужно было заслужить.

Вместе по жизни

Со своим будущим мужем Иваном Терентьевичем Никитчиком Ольга познакомилась на первом курсе. Он поступал на год раньше, но заболел и взял академический отпуск. Потом снова вернулся к учебе.

На День студента Ольгу и Ивана отправили покупать вино для всей компании. Ждали их долго. Молодые люди, забыв обо всем на свете, гуляли по ночному Владивостоку почти до самого утра. А спустя какое-то время официально оформили свои отношения. На втором курсе у молодоженов родилась дочь. Хлопоты по воспитанию ребенка взяли на себя родители Ольги. Когда она вернулась домой с дипломом, девочке уже было четыре года.

- Всю прелесть материнства мне удалось познать только после рождения сына, - улыбнулась Ольга Кимовна.

Обычно творческим людям сложно уживаться под одной крышей. Но не в случае с Ольгой и Иваном Никитчиками. Им всегда хорошо и комфортно рядом. Они вместе живут, работают, делают выставки. Даже в Союз художников вступили одновременно и под одной фамилией.

- Иван умеет писать море, настоящее, - рассказала Ольга Кимовна. - Я бы так никогда не сумела. А у него талант. Его дед и отец были рыбаками, а прадед - иконописцем. Может, ему все это передалось по наследству, на генном уровне.

Работает Ольга Кимовна только в своей мастерской - в домашней обстановке слишком многое отвлекает от творческого процесса.

- Хотя когда мы живем на даче в Андреевке, мне достаточно подняться на второй этаж, чтобы уйти от бытовых проблем, - признается она.

Ким Коваль

Говорить об отце, Киме Петровиче Ковале, Ольга Кимовна может часами. Когда-то давно, еще в начале творческого пути, она отчаянно боялась, что ее постоянно будут сравнивать с ним. Но потом, найдя свой стиль в живописи, успокоилась.

Ким Коваль был известен в Советском Союзе и за рубежом. В 37 лет единственный на Дальнем Востоке стал заслуженным художником РСФСР. Жил и работал в Уссурийске. Любовь к рисованию ему привил дядя, брат матери. Не имея специального образования, мастерству учился постоянно. Темы и героев для своих полотен искал в колхозных поселках, на пограничных заставах, на дальних метеостанциях. Часто отправлялся в творческие поездки по стране. Всегда брал с собой жену и дочерей.

Бывая на Академической даче им. И.Е. Репина в Подмосковье, Ким Коваль задумал создать нечто подобное неподалеку от Уссурийска. Место выбирали долго. Потом остановились на Андреевке с ее неповторимыми по красоте пейзажами. Директор местного совхоза, в прошлом выпускник художественного училища, не стал возражать против такого соседства. Наоборот, он предложил людям искусства выбирать участки и строиться. Так появился знаменитый дачный поселок художников. В этом году ему исполняется 50 лет.

Сейчас в Андреевке есть не только место для работы и отдыха, но и небольшая галерея, где художники выставляют свои произведения. Кто-либо из молодых дарований раз в год обязательно становится лауреатом премии имени Кима Коваля.

Дом художника в Уссурийске открылся в 1985 году. И тоже благодаря стараниям Кима Петровича. Имея свою мастерскую, выделенную по приказу министра культуры СССР Фурцевой, он захотел, чтобы условия для творчества были у всех его коллег.

Деньги на строительство выделил Союз художников. Проект оказался успешным. Храм культуры с большим выставочным залом и мастерскими благополучно пережил все невзгоды, оставаясь на плаву до сих пор.

После смерти отца в 1994 году Ольга Кимовна перешла в его мастерскую. Муж помог перенести привычную обстановку в новое помещение: многочисленные фотографии, статуэтки, фигурки, колокольчики и другие памятные вещицы. Каждая имеет свою историю, связанную с определенным этапом жизни.

Кстати, дочь Никитчиков Юлия сейчас пишет книгу о своем из-вестном дедушке. Она окончила Академию художеств в Санкт-Петербурге и является продолжательницей династии.

Юбилей переносится

К своему возрасту юбилярша относится спокойно.

- Мне 65, а я их совершенно не ощущаю, - говорит она. - Иногда ловлю себя на мысли, что пора бы уже остепениться и перестать бегать. Но все никак не получается. Слишком много задач поставлено, целей намечено, которые хотелось бы реализовать. Этим летом к нам должны были приехать японские художницы. Мы планировали поработать и сделать совместную выставку. Еще намечались поездки в Пекин, Дуннин, Суйфэньхэ. В начале года, еще до начала пандемии, нам с Иваном пришло официальное приглашение из Лувра. Сначала мы подумали, что это розыгрыш. Потом, когда началась переписка с музеем, поверили. Открытие выставки намечалось на 5 апреля. Но по известной причине ничего не вышло.

Даже в период самоизоляции Ольга Кимовна постаралась не терять времени даром. Написала две картины для выставки, посвященной 75-летию Победы: «Письма на фронт. Прасковья» и «Весна 44-го». Первую работу посвятила бабушке, которая всю жизнь ждала без вести пропавшего на войне дедушку. Вторую - старшей сестре отца, погибшей в 1944 году в концлагере.

- Мой юбилей мы праздновать пока не будем, - подводит итог она. - Дождемся более благоприятных дней. Хотелось бы пригласить зрителей, искусствоведов, критиков, общественность, администрацию города. Показать новые картины, пообщаться, услышать отзывы и сделать какие-то выводы для себя. Но выставку, посвященную 90-летию со дня рождения папы, я, несмотря ни на что, сделала. 9 декабря в галерее «Арка» во Владивостоке (ул. Светланская, 5) состоится ее открытие. Называется выставка «Ким Коваль, цвет, освещенный солнцем».

Ольга Кимовна считает, что жизнь удалась. У нее есть любимая работа, крепкая семья, многочисленные друзья. Этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя счастливой.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото автора.

Поделитесь ...