Ольга Петровна Мельникова до пандемии учила китайских детей английскому языку. Мы попросили ее рассказать об особенностях образовательной системы наших соседей.

189

За всех своих подопечных педагог искренне переживает, и совсем не важно, какой язык для них родной, русский или китайский.

Ольга Петровна отправилась в Китай по примеру своей старшей дочери. Та вместе с мужем переехала в Шэньчжэнь, где устроилась в детский сад учителем английского языка. А вот маму, имевшую большой опыт преподавания иностранного языка в приморских школах, поначалу отговаривала. Ведь на педагогические вакансии в Поднебесной кадровые агентства, как правило, подыскивают соискателей не старше 35 лет.

Окей, приезжайте!

- Но я рискнула, разослав свое резюме, и в итоге подписала полугодовой контракт с международной школой в городе Фучжоу, - говорит Ольга Петровна. - Мне достался 10-й класс. Новые впечатления, интересное общение со студентами… Не успела оглянуться, как пролетел семестр. Ученикам, с которыми занималась, предстояло ехать доучиваться в Канаду. А мне хотелось продолжить карьеру. Поэтому, вернувшись в Китай после зимних каникул, я опять начала искать работу. Получилось с первой попытки. По телефону поговорила с директором международного отдела школы, от которого через пять минут услышала: «Окей, приезжайте!»

На этот раз русского учителя ждали в Гуанчжоу. По словам Ольги Мельниковой, в этом южно-китайском городе с более чем 14-миллионным населением, кроме большого количества муниципальных образовательных учреждений много и частных.

- Та, куда меня пригласили, оказалась огромной, насчитывающей пять кампусов в разных районах города и состоящей из двух начальных школ, двух средних и одной старшей, - делилась впечатлениями наша собеседница. - Чтобы обойти по периметру территорию «моего» кампуса, требовалось не менее 25 минут. Здесь размещается множество учебных корпусов, общежития для учеников начального и среднего звена, для преподавателей, многоэтажная столовая, стадионы… И еще достраивались здания, чтобы в будущем принять дошколят.

На пятидневку

Как и в России, в частных китайских школах обучение платное. Ученикам выдают форму, есть практичная (спортивная), повседневная и праздничная, летняя и зимняя. Классы по их меркам маленькие - по 32-34 ребенка. Тогда как в муниципальных - по 60-70. Начальная ступень образования составляет шесть лет, средняя и старшая - по три года. Обычно в школе по десять классов в каждой параллели. В той, где работала Ольга Петровна, было даже по 14.

- В течение семестра - их в году два - дети приезжают в школу в воскресенье вечером и в пятницу после обеда уезжают домой на выходные, - повела речь об учебном процессе
О. Мельникова.

190

Будни для учеников средних классов начинаются в 6.25 с зарядки и завтрака. В 8 часов - первый 40-минутный урок. Занятия идут до 12.00, перемежаясь перерывом с выполнением подвижных упражнений на улице, потом обед и свободное время до 14.30. Многие им пользуются, чтобы поспать у себя в комнатах. Дальше у малышей еще два урока, у среднего звена - четыре. В начальной школе 6-7 уроков в день, в средней - девять. До ужина в 18 часов - свободное время, ребятам можно отправиться в библиотеку, заняться конструированием или поучаствовать в подготовке к праздникам и так далее. После ужина все делают домашние задания, как правило, в учебных классах, где присутствует педагог.

Отличия в программах между китайскими и российскими школами разительные. Вместо нашего письма у них каллиграфия, с использованием не только ручки, но и кисточки с тушью. Для всех без исключения обязательны игра на музыкальных инструментах, танцы и кунг-фу. На уроках искусства рисуют опять же все.

Что касается английского языка, то в Поднебесной его учат с детского сада. В начальной школе им занимаются по часу пять дней в неделю, плюс шестой час - только устной речью. В средних классах - семь уроков английского, которые ведут три разных преподавателя. Первый делает упор на грамматику, второй - на чтение и аудирование, третий - на говорение. Именно для обучения ребят устной речи в школы приглашают иностранцев.

Особое отношение

- Вместе со мной работали американец, пакистанец, выходцы из ЮАР и Индии, девушка из Мексики, - отметила Ольга Петровна. - Трудностей в общении с коллегами не возникало, понимали друг друга хорошо. Разве что к произношению мексиканки приходилось прислушиваться из-за необычного акцента. Мы много времени проводили вместе, исследуя городские достопримечательности.

За 3,5 года мне довелось поработать в разных параллелях с 1-го по 8-й классы. Нагрузка не напрягала: 18-24 часа в неделю и максимум три подготовки (то есть на три разные темы). В кабинетах - интерактивные доски, компьютеры, доступ в Интернет, современнейшее лингафонное оборудование.

Кроме того, в младших классах у учителя-иностранца на уроке присутствовал ассистент, который переводил детям с английского на китайский, если они чего-то не понимали. Но примерно с третьего класса надобности в такой помощи уже практически не было.

Занятия проходили легко из-за идеальной дисциплины. Даже в средних классах, где ребятам во время ответов не возбранялось пошутить. Но стоило сказать: «Окей, чилдрен, гоу он» (хорошо, дети, идем дальше, - прим. автора), как ученики настраивались на серьезный лад, внимательно слушали. На переменах старались закрепить новые знания на практике, общаясь друг с другом и с учителем.

К тем, кто дает знания, в Китае особое отношение. Это выражается как в очень уважительном отношении, так и в достойной зарплате. Например, в городе, только завидев меня, ученики громко здоровались. По пятницам родители, приехавшие за детьми, наперебой предлагали меня куда-нибудь подвезти. Незнакомые люди, услышав, что я teacher (учитель), старались угостить фруктами, не принимая отказа.

При бесплатном проживании и питании на территории школы многим педагогам удавалось откладывать часть заработка на приобретение квартиры, что в КНР недешево. Я же много путешествовала.

Быстро освоившись в чужой стране, завоевав симпатии учеников и коллег, Ольга Мельникова была довольна местом работы, с которым связывала дальнейшие планы. Но пандемия все перечеркнула. Выехав в Россию на зимние каникулы в 2020 году, она уже не смогла вернуться в Гуанчжоу.

Чтобы не сидеть без дела, пошла учить ребятишек в 32-ю школу. Четверых готовила к сдаче ЕГЭ по английскому языку. За всех своих подопечных педагог искренне переживает, и совсем не важно, какой язык для них родной, русский или китайский.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА.
Фото предоставлены О. Мельниковой.

Поделитесь ...