Здание из красного кирпича на ул. Пушкина, 15, много лет было известно уссурийцам как общежитие УГПИ № 1. Когда-то здесь кипела жизнь, но сейчас четырехэтажная махина выглядит вымершей, а двери всегда закрыты.

130

Четырехэтажное здание кажется безлюдным.

Предыстория

Открывшийся в 1954-м Уссурийский государственный педагогический институт отчаянно нуждался в помещениях для учебы и проживания студентов и преподавателей. До 1964 года УГПИ располагал только двумя учебными корпусами - на ул. Чичерина, 54 (ныне законсервированное здание физико-математического факультета) и на Тимирязева, 60. В старом центре первый этаж использовался для занятий и мастерских, второй был отдан под жилье иногородним студентам. Места не хватало, учиться приходилось в две смены, а проживать «колхозами» по 12-16 человек в комнате. Контроль за посещением пар был очень строгим, и каждый день перед лекциями по общежитию проходили с проверкой, разыскивая прогульщиков.

Вскоре городские власти передали во владение УГПИ большое двухэтажное здание на ул. Ленина, 56, где с относительным комфортом могло поместиться 200 студентов. Там же селились преподаватели, а семьям кандидатов наук полагалось целых две комнаты.

Однако количество иногородних студентов росло. Чтобы решить вопрос с жильем, институту требовалось общежитие на 400 мест. Ректору М.А. Касаткину удалось убедить Министерство образования в необходимости строительства и финансирования такого объекта. На «стройке века» трудились не только рабочие, но и студенты. Итогом совместных усилий каменщиков и будущих педагогов стало внушительное здание на Пушкина, 15, или общежитие № 1. Уже с 1959 года его начали обживать учащиеся филфака и физмата.

Время расцвета и упадка

Дисциплина в общежитии была железная - на специальном стенде хранились ключи от комнат, журнал приема и сдачи дежурств, в котором отмечались все случаи нарушения студентами внутреннего распорядка. В целях экономии электричества и для пожарной безопасности в комнатах отсутствовали розетки. Они имелись только в бытовках, вместе с казенными утюгами и столами для глажки белья.

В 7 утра объявлялся всеобщий подъем, затем утренняя зарядка. Гости и посторонние могли присутствовать в общежитии только до 22 часов, а после полуночи жильцов в здание не запускали, исключение делалось только для преподавателей. При первом же случае нарушения правил студент подлежал выселению. Более 40 лет главным блюстителем порядка и нравственности среди учащихся была знаменитая тетя Поля - Полина Петровна Устюжанина, построившая карьеру от вахтера до коменданта главного корпуса.

Впоследствии студентов переселили в более комфортные и современные общежития на Некрасова, 25, и Плеханова, 29-а, а сотрудников оставили в старом здании.

Уже в 80-х годах приезжающие из других районов страны преподаватели характеризовали быт на Пушкина как крайне убогий и не планировали задерживаться в городе надолго. На определенном этапе неустроенная жизнь семейных людей с учеными степенями превратилась в серьезную проблему.

Поэтому построенный в 1992 году 60-квартирный дом на Ушакова, 29, стал для всего преподавательского состава событием исключительной важности. И хотя квадратных метров хватило не всем, а при распределении жилплощади разгорались нешуточные скандалы, вскоре старое здание на Пушкина опустело.

Еще в начале 2000-х там проживали некоторые студенты и часть сотрудников института, но условия уже были совершенно некомфортными. Помещения нуждались в ремонте.

Пустые этажи

Чтобы узнать, в каком состоянии здание сейчас, мы побывали на улице Пушкина. Бывшее общежитие производит не слишком хорошее впечатление: старые рамы, темные окна, за грязными стеклами - безмолвие. Правда, на первом этаже все же проживают люди - об этом свидетельствуют пластиковые окна, красивые занавески, комнатные цветы. Видно, что в одной из хозяйственных комнат сушится белье. Но верхние полностью безжизненны, в нескольких местах не хватает стекол. Обойдя общежитие по периметру, убедились, что все двери в нем на запоре, на стук и звонки никто не реагирует, а единственный открытый вход - решетчатое незастекленное окно в глубокий подвал.

Что дальше?

Редакция направила запрос в ДВФУ с вопросами о судьбе общежития на Пушкина, 15.

Из ответа выяснилось, что здание имеет 116 жилых комнат на 140 мест, пять санузлов, четыре кухни, четыре кладовых и одну душевую на четыре кабины.

В настоящий момент для заселения студентов оно не используется. На постоянной основе здесь проживают 8 человек и два сотрудника ДВФУ по договору найма.

Здание требует ремонта инженерных систем и всех помещений. В 2023-м запланированы работы по починке системы отопления приблизительно на 200 тысяч рублей.

Решением Наблюдательного совета ДВФУ утверждено заключение об отказе от права оперативного управления на здание. В Министерство науки и высшего образования РФ направлен пакет документов, необходимый для согласования учредителями данного решения. Сейчас вопрос находится на рассмотрении.

Остается надежда, что объектом заинтересуется Владивостокский государственный университет, который планирует возродить педагогический институт в привычном виде. Другой вариант - здание отойдет в качестве резерва жилой площади городу. Не хотелось бы, чтобы больше двух тысяч квадратных метров остались невостребованными, а общежитие превратилось в дом-призрак.

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

При подготовке использовались материалы книги «Учителя учителей» (Д.В. Лихарев, О.Б. Лынша).

Поделитесь ...