Печальный юбилей: 75 лет назад, 18 февраля 1945 года, в концлагере Маутхаузен был зверски замучен генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев.

Многим из нас знакомо это имя, ставшее символом несгибаемого мужества. Его отважный характер закалялся и во время Русско-японской войны, и во время службы в Никольске-Уссурийском. Но обо всем по порядку…


Поручик Карбышев, 1914 год.

На друзей не доносил

Дмитрий родился 14 октября 1880 года в городе Омске в небедной семье. Получил блестящее домашнее образование и говорил без акцента на русском, французском и немецком языках. Двенадцатилетним остался без отца, и детей воспитывала болезненная мать, почти не выходившая из дома. Дмитрий же пропадал на улице, где проявил качества лидера: под его руководством казачата строили крепости и штурмовали их. После окончания Сибирского кадетского корпуса решил стать военным инженером, и в 1898 году его приняли в Николаевское инженерное училище. По его окончании был направлен служить на Дальний Восток - в саперный батальон, который располагался в урочище Славянка.

30 декабря 1903 года молодого поручика откомандировали в Никольск-Уссурийский с целью формирования телеграфной роты батальона, которой и будет суждено принять участие в Русско-японской войне. Судьба еще забросит его в наш город, но вот это, первое знакомство с Никольском, оказалось шапочным, так как пробыл он в нем чуть больше двух месяцев. Формирование роты было завершено в феврале 1904 года, и в начале марта, возглавив вновь созданное подразделение, поручик Карбышев пересек границу с Маньчжурией.

Да, в атаку молодой инженер не ходил, но был занят не менее важным делом: в войне с Японией нашим войскам требовалось немереное количество средств связи, организацией которой и занималась рота Карбышева. Хотя повод проявить личный героизм поручику все же представился. В его послужном списке указан такой боевой эпизод: «На крайнем правом фланге, стоя на сопке, работал с командой саперного батальона поручик Карбышев. Полил дождь, стемнело», и поручик не заметил, как наши войска отступили, а их окопы заняли японцы. «С командой в 60 сибирских казаков и конных охотников он затемно двинулся по горам и сопкам обходить японцев. Везде - огни японских биваков, чужой говор и выстрелы». Как прорвать кольцо окружения? Конечно, неожиданным огнем! Дерзкое нападение на вражеский обоз - и «…японцы побросали лошадей, повозки и бросились бежать. Воспользовавшись замешательством, мы переехали дорогу и стали пробираться на север. Только под утро мы встретили своих». Так описывался подвиг поручика в наградном листе на орден Святого Владимира 4-й степени, который он и получит. Первый из боевых, но не последний. На этой войне и сразу после нее Дмитрий
Михайлович будет награжден еще четырьмя боевыми орденами.

В 1905 году, после войны, батальон, в котором служил Карбышев, перевели в Никольск-Уссурийский. Повторное возвращение в тихий городок предвещало ему непыльную и благополучную карьеру. Дом у поручика был всегда полон гостей. Он отлично рисовал и неплохо музицировал на рояле, а в его альбоме всегда были карикатуры и шаржи на сослуживцев, которые их немало забавляли… Но эти благостные, так сказать, денечки неожиданно прервала Первая русская революция. Разагитированные большевиками солдаты стали требовать возвращения домой, начались казарменные мини-заговоры, волнения и стычки. Командование заставляло усмирять смутьянов в Осиновке, Вознесенке, Хороле и Григорьевке. Конечно, всех их поручик знал в лицо и должен был выдать на расправу. Но не выдал никого. За недоносительство ему грозили военно-полевой суд и расстрел, в лучшем случае - тюрьма. Но офицерский суд чести не позволил отдать его охранке: по решению этого суда в августе 1906 года Карбышев покинул военную службу и убыл в запас.

Той же осенью, 27 октября, поручик повенчался с Алисой Карловной Троянович, отбив ее у мужа-офицера (супруга погибнет от несчастного случая в 1913 году). Молодых венчал протоиерей Никольского храма Павел Мичурин. После женитьбы Карбышев переехал во Владивосток, первое время перебивался случайными заработками чертежника.


Решающий инженерный вклад в победу

Пожалуй, именно здесь нам следует взять паузу и задать вопрос: а что собственно такого создал инженер Карбышев для Отчизны? Не оказалось ли искусственно раздутым его творческое наследие благодаря трагическим, но героическим обстоятельствам его кончины? Ответ очевиден: конечно, нет!

Так, в 1913 году он разработает проект строительства второго кольца оборонительных укреплений Брестской крепости, в 1917 году - проект укрепления позиций русских войск на границе с Румынией. В годы Гражданской войны (1919-1920) будет руководить:

  • планированием и проведением всех оборонительных работ на Восточном фронте РККА против Белой армии адмирала Колчака;
  • форсированием частями РККА рек Уфы и Белой в ходе Уфимской операции и начала наступления на Сибирь;
  • проектно-инженерными работами по восстановлению железнодорожного моста через Иртыш в Омске и укреплением Забайкальского плацдарма наступающих на Дальний Восток войск РККА;
  • проектированием и строительством оборонительных укреплений на Каховском плацдарме, затем - обеспечением штурма Чонгарских укреплений и Перекопа.

Даже беглое и навскидку перечисление этих пунктов подтверждает, что именно Дмитрий Михайлович наряду с военспецами из молодой Советской республики внес решающий инженерно-технический вклад в ее победу в ходе Гражданской войны. Ну а уже в мирные годы именно Карбышев проектировал оборонительные сооружения вдоль западной границы СССР и руководил фортификационными работами по совершенствованию цитадели Брестской крепости. В 1940 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск, в 1941 году - ученая степень доктора военных наук. И это о нем - далеко не все…

Не жил с позором и умер с честью

Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Карбышев, выполняя спецзадание Генштаба, попал в окружение. В сентябре 1941 года, будучи контуженным, был захвачен в плен. Три с лишним года он провел в девяти лагерях смерти, включая Замостье, Хаммельбург, Майданек, Дахау, Освенцим и Маутхаузен. Немецкое командование было убеждено, что Карбышев среди большевиков - человек случайный, что дворянин и офицер царской армии с легкостью согласится перейти на их сторону.

Для вербовки плененного советского генерала были брошены лучшие силы и даже его деловые друзья. Как некий полковник Пелит, который прекрасно владел русским языком и был сослуживцем Карбышева во время работы над фортами Брестской крепости. Он расписывал перед Дмитрием Михайловичем все преимущества новой службы, предлагал «компромиссные варианты сотрудничества» - например, генерал занимается историческими трудами о военных операциях Красной армии в текущей войне, и за это ему разрешат выезд в нейтральную страну.

В берлинском кабинете следователя Карбышева ждал еще один коллега - немецкий фортификатор профессор Раубенгеймер, также его хороший знакомый. Профессор предложил переезд на частную квартиру, полную материальную обеспеченность, доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории и выполнения опытно-конструктор-ских работ. При этом Карбышев мог оставаться генерал-лейтенантом инженерных войск, но уже германского рейха...

Дмитрий Михайлович отлично понимал, что это, скорее всего, уже последнее предложение, и то, что последует за отказом. «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу», - так он ответил горе-вербовщику.

«…Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Последние слова генерала были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!». Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Карбышев отклонился от напора холодной воды и ударом дубинки по голове был убит» - такие воспоминания о последних минутах жизни генерала оставили выжившие очевидцы.


…Кто он для нас, генерал Карбышев, для ныне живущих? Герой, которого «проходят» в школе на уроках истории? Символ стойкости духа и верности воинскому долгу? Пример того, как можно оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях? Наверное, да. В юности Дмитрий мечтал найти свою путеводную звезду - и стал сам путеводной звездой для многих. И не только в переносном смысле. Его имя засияло звездой между Марсом и Юпитером, когда малая безымянная планета под №1959 была названа его именем...

Геннадий Обухов.
Фотоиллюстрации с сайтов deduhova.ru, s.mediasole.ru, etoretro.ru.

При подготовке материала использованы электронная публикация «Несломленный генерал» В.И. Миркискина; книга «Солдат, герой, ученый. Воспоминания о Д.М. Карбышеве» группы авторов; материалы с сайта Общества бывших российских узников концлагеря Маутхаузен.

Поделитесь ...