Есть в ряде печатных СМИ рубрика «Имя на карте», под которой публикуются рассказы об истории названий городов и сел. В нашей газете подобной рубрики нет, однако села такие в составе Уссурийского городского округа есть. Одно из них - Кондратеновка.

Безымянный дачный поселок, основанный в 1902-1903 годах, предназначался для отдыха и восстановительного лечения офицеров русской армии, имя своего основателя получил только в 1909 году. За какие заслуги тыловой инженер с генеральскими погонами был удостоен такой чести?


Роман Исидорович Кондратенко.

Выпускник двух академий

Роман Исидорович родился 12 октября 1857 года в семье отставного майора Тифлисского гарнизонного батальона. Семья была бедной, жила на небольшую пенсию отца, поэтому последний, десятый ребенок Роман уже с семи лет зарабатывал деньги, разнося родниковую воду на местном базаре. После того как отец скоропостижно скончался, семья впала в нищету, однако положение спас старший брат Романа Елисей, который удачно женился на состоятельной дворянке. Именно она и приняла участие в судьбе Романа: прошла с мальчиком курс начальной школы, обучила его немецкому и французскому языкам. Далее - полоцкая военная гимназия, Инженерное училище в Санкт-Петербурге, усиленные занятия самообразованием. Так, он в совершенстве освоил английский язык, который не входил в обязательный курс.

В 1877 году 20-летний Кондратенко произведен в прапорщики, служил в Кавказском саперном батальоне, получил чин поручика. Он не погряз в повседневной рутине, неизменно сопутствующей службе в дальних гарнизонах, не запил и не стал завзятым картежником, как многие его ровесники-сослуживцы. Он жадно учился, с отличием окончив две академии - Инженерную и Генерального штаба.

В 1881 году за успехи в науках инженера-тыловика произвели в штабс-капитаны и перевели в военные инженеры Кавказского военного округа. Спустя два года он разработал поразивший многих специалистов проект сухопутных укреплений Батумской крепости и защитил его в Петербурге в Инженерном комитете. В 1891 году женился на Надежде Потапчиной, дочери полковника, командовавшего стрелковой бригадой. Супруга родила Роману Исидоровичу близнецов, сына и дочку, в которых он души не чаял…

По воспоминаниям современников, молодой инженер был безупречно честным и принципиальным, с ровным и спокойным характером, а на вид - мягким таким добрячком, читавшим лекции по военному делу своим коллегам и изобретшим дальномер собственной конструкции. Однако от лектора и кабинетного изобретателя мало что останется, когда под шквальным огнем противника на горе Высокой тыловик Кондратенко встанет во весь рост и организует струсивших было солдат на решительную атаку: «Братцы! Лучше умереть, чем опозорить себя и отступить. На вас надеется царь-батюшка и Россия. Отступления нет! Все умрем, а не отступим. С Богом, вперед!»

В 1901 году Кондратенко был произведен в генерал-майоры. Удостоившись личной аудиенции государя Николая II, Роман Исидорович выехал на Дальний Восток, получив назначение окружным дежурным генералом штаба Приамурского военного округа. (Дежурный генерал - должностное лицо, возглавляющее дежурный расчет главного командного пункта в случае военных действий. - Прим. ред.) Однако дело шло к войне, и Кондратенко стал готовить Порт-Артурскую крепость к обороне…

Генерал Кондратенко (на снимке крайний слева) на бруствере крепости Порт-Артур, октябрь 1902 года.

Соль земли русской

Прибыв в Порт-Артур, инженер практически с нуля начал возводить укрепления: под его руководством ставили дзоты, доты. Им же были изобретены проволочные заграждения с проведением через них электричества. Он был инженером от Бога. Именно благодаря ему крепость выстояла столько времени, сдерживая натиск японцев, а ее захват, если бы крепость не была сдана, мог стоить противнику огромных усилий и жертв.

Генерал Кондратенко поддерживал дружеские отношения с адмиралом Макаровым. Вот отрывок из письма последнего: «...В Порт-Артуре ни с кем нельзя иметь дела, кроме Кондратенко. К нему обратишься, и он как волшебник решает все вопросы».

Надо сказать, что в те годы между сухопутными и морскими силами существовало негласное соперничество и полувражда. И Кондратенко разрушил эту «традицию», связав воедино сухопутную оборону и Военно-морской флот. Его любили все, называя «душой обороны Порт-Артура». И пока он был жив, крепость не сдавали. Бесспорно, Роман Исидорович из тех людей, которых на Руси величали «соль земли». В мирное время - вроде спокойный, безукоризненно честный и неприметный службист. Но вот во время роковых испытаний - подлинный богатырь, который сам, сильный духом, становится героем и ведет за собой остальных.

В надежде на чудо

Незадолго до Русско-японской войны в надежде на чудо жители Южно-Уссурийского края стали собирать деньги на создание иконы Божьей Матери. Более 10 тысяч человек пожертвовали для этого святого дела по пятачку. Икона была написана уже в разгар войны. Кондратенко знал об иконе, очень ждал и всячески содействовал ее прибытию в крепость. Но искусственные бюрократические проволочки задержали ее появление. Многие чиновники, в чьих руках «транзитом» она временно находилась, подолгу держали святыню в своих домах, вымаливая чудеса для себя лично. И икона так и не дошла до Порт-Артура.

«2 декабря 1904 года при геройской защите Порт-Артура погиб генерал-лейтенант Кондратенко, бывший душою обороны, примером самоотвержения, неустанной энергии, истинных знаний, искусства и высокой военной доблести. Проявленные при бессмертной обороне генералом Кондратенко качества дают ему право стать в ряды народных героев» - это цитата из приказа военного министра России Александра Редигера от 20 марта 1906 года. А что же случилось? Кондратенко и еще восемь офицеров находились на форте № 2, чью бетонную стену прямым попаданием проломил гаубичный снаряд. На месте погибли все…

Гибель Кондратенко привела к скорому падению Порт-Артура. Уже спустя месяц, 2 января 1905 года, комендант Порт-Артура генерал Стессель и назначенный после гибели Кондратенко начальником сухопутной обороны крепости генерал Фок капитулировали. Хотя, по единодушному мнению военных историков, крепость еще можно было оборонять.


Перезахоронение Романа Кондратенко в Петербурге, 25 сентября 1905 года.

Российский святой

Авторитет генерала был так высок, что даже японцы, вступив в крепость, отдали воинскую честь временному захоронению Романа Исидоровича, а после эксгумации передали его останки российской стороне для отправки их на родину. Обогнув весь земной шар, корабль прибыл в Одессу, а оттуда крестным ходом тело генерала везли в Петербург, останавливаясь и служа молебны. 25 сентября 1905 года народный герой был торжественно перезахоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с усыпальницей великого русского полководца Александра Суворова.

В 1907 году японцы поставили памятник Кондратенко в крепости Порт-Артур именно на том самом месте, где трагически оборвалась его жизнь.

В Санкт-Петербурге создан оргкомитет по подготовке канонизации праведного воина Кондратенко, документы уже поданы в Священный синод Русской православной церкви. Ну а быть или не быть ему каноническим святым… Это не столь уж важно: ведь его подвиг - настоящего святого русского былинного богатыря - и так навечно останется в нашей памяти.

Геннадий Обухов.
Фотоиллюстрации с сайтов ratnik.tv, topwar.ru, pbs.twimg.com.

При подготовке материала использованы: книга С.П. Куличкина «Кондратенко: герой обороны Порт-Артура», электронная биографическая публикация «Роман Исидорович Кондратенко» с сайта «Хронос».

Поделитесь ...