Сегодня речь пойдет о снайпере-асе Михаиле Адамовиче Ивасике.

Об этом орденоносце во время Великой Отечественной войны ходили легенды. О нем не раз писали центральные и фронтовые газеты. Его батальон совершил подвиг, который стал незабываемым для 3-й ударной армии Второго Прибалтийского фронта, а сам командир посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза. Но редкий житель Уссурийска, проживающий на улице, названной его именем, сможет рассказать, чем же знаменит наш земляк. Долгое время и СМИ, и чиновники уверяли, что могила героя находится в Уссурийске. Однако выяснилось, что похоронили воина на месте боев в Латвии и со временем с мемориала исчезла даже его фамилия. Сегодня речь пойдет о снайпере-асе Михаиле Адамовиче Ивасике.

Начало фронтового пути

Сержант Михаил Ивасик на фронт прибыл в апреле 1942 года и сразу же угодил в гущу боев под Старой Руссой. К этому времени 25-летний боец шестой год служил в кадровой армии, успел принять участие в хасанских событиях и выучиться в школе снайперов.

Через несколько месяцев опытного дальневосточника после ранения и госпиталя назначили старшиной роты. На его боевом счету числилось 73 уничтоженных гитлеровца.

В сентябре на Северо-Западном фронте разгорелись жаркие бои. В те дни Ивасик получил первую награду. Под ураганным огнем противника он бесперебойно снабжал роту боеприпасами и пищей. Дважды ему пришлось вступать в рукопашные схватки, где он собственноручно заколол пятерых врагов.

В один из сентябрьских дней, когда снайперы противника не позволяли нашим подразделениям даже поднять головы, Михаил вышел на «охоту». Он один уничтожил шестерых вражеских стрелков, чем обеспечил успешное продвижение войск на своем участке. За эти подвиги его представили к ордену Красной Звезды, но командование стрелкового корпуса решило иначе. Герой удостоился медали «За отвагу».

Первый офицерский опыт

Впрочем, орден Красной Звезды не заставил себя долго ждать. Как писал фронтовой корреспондент газеты «Вечерняя Москва», за короткий срок старшине пришлось четыре раза участвовать в наступлении, где он проявил недюжинные способности. Так, его взвод первым ворвался во вражеские траншеи и выбил оттуда врага. Во время этой атаки он скосил из автомата шестерых гитлеровцев.

Героя направили на курсы средних командиров, которые он окончил с отличием. Вернулся в часть уже лейтенантом. Офицер стал одним из инициаторов снайперского движения в своей дивизии и обучал бойцов стрелковому мастерству. К апрелю 1943 года на личном счету самого Михаила значилось 229 выведенных из строя солдат и офицеров противника.

В той же газете описывался и первый наступательный бой Ивасика в качестве командира роты. Маневрируя, подразделение выбило врага из траншей и выдвинулось далеко вперед от переднего края. Гитлеровцы не захотели смириться с утратой выгодных позиций и вели ожесточенный огонь. Атака захлебнулась, наши войска перешли к активной обороне. Но их положение оставалось крайне тяжелым - на болоте было невозможно окопаться и спрятаться от пуль и осколков.

Ротный нашел выход из положения. Ночью по его команде бойцы натаскали кирпичей и укрылись за ними. К утру противник увидел перед собой прочную стену, изрыгавшую огонь из десятков бойниц. Попытка гитлеровцев воспользоваться противотанковой пушкой не возымела успеха. По сигналу лейтенанта наши минометчики выбили весь вражеский расчет. Так повторялось пять раз.

Осенью 1943 года он был ранен. Несмотря на то что рана еще не совсем зажила, ушел из медсанбата и с десяток километров прошагал, опираясь на палку, до своего подразделения.

У границ Белоруссии и Прибалтики

В декабре 1943 года рота уже старшего лейтенанта Ивасика оказалась на острие атаки превосходящих сил противника. Офицер своевременно сориентировался и сумел организовать личный состав. В том бою подразделение уничтожило полсотни гитлеровцев, а 10 вражеских солдат и двух унтер-офицеров взяло в плен. За умелое командование Михаил Адамович удостоился ордена Отечественной войны II степени.

Месяцем позже, при переходе наших войск в наступление, его рота сумела захватить важную высоту, очистив ее от противника. В этом штурме старший лейтенант получил ранение, но не покинул поле боя, продолжил руководить личным составом через связных и укрепил линию обороны подразделения. За личную храбрость он был награжден орденом Красного Знамени.

Офицер никогда не забывал снайперскую науку и охотно делился опытом с сослуживцами. В дивизионной газете было опубликовано его открытое письмо. Он рассказывал о своих поединках с противником, умении маскироваться и обнаруживать врага по мельчайшим признакам, о необходимости поражать противника с первого выстрела. Называя своих последователей, Ивасик призывал воинов учиться искусству стрельбы. Его обращение вызвало много откликов, а имя стало впоследствии известно всей армии. Личный счет истребленных им из винтовки врагов вырос до 284.

Последний бой, он трудный самый

Свой главный подвиг, за который был удостоен звания Героя Советского Союза, Михаил Ивасик совершил во время Мадонской наступательной операции на территории Латвии уже в должности командира батальона. С личным составом он предпринял дерзкий рейд по труднопроходимым болотам и вышел в тыл противника. Перерезав единственную шоссейную дорогу, по которой отступали войска противника, отразил четыре контратаки, нанеся врагу большие потери в живой силе и технике.

Батальон Ивасика истекал кровью, но держался стойко до подхода наших войск. Дважды раненый офицер оставался в строю, продолжая командовать.

Двумя неделями позже его батальон стремительным броском прорвал оборону противника, под огнем форсировал реку Арена, штурмом овладел узлом шоссейных дорог и закрепился на важных в тактическом отношении высотах, лежащих на противоположном берегу. Начальник политотдела 3-й ударной армии Ф.Я. Лисицин вспоминал, что атака оказалась настолько стремительной и неожиданной, что гитлеровцы даже не смогли оказать сколько-нибудь организованного сопротивления. Бросив боевую технику, они в панике бежали.

Это был последний бой прославленного комбата. На следующий день осколок снаряда оборвал его жизнь. В своей послевоенной книге «Возмездие» бывший командующий Вторым Прибалтийским фронтом маршал Советского Союза А.И. Ерёменко так оценил героический подвиг батальона капитана Михаила Ивасика: «Он выполнил задачу, которая в других условиях была бы по плечу разве целой дивизии».

Право на память

Похоронили героя там же, где он принял смерть, - в деревне Рамы Лудзенского уезда в Латвии. Накануне 20-летия Победы с воинскими почестями останки Михаила Ивасика перенесли на братское кладбище в латвийский город Мадона, где упокоились 3892 советских воина. На это печальное торжественное мероприятие была приглашена из Уссурийска родная сестра погибшего офицера Евдокия Адамовна. Она и ее дочь Мария были живыми свидетелями этого действия, о чем и поведали родным, вернувшись домой из тогда еще советской Прибалтики.

Шли годы. Советский Союз прекратил свое существование. Республика Латвия стала для нас чужой. Одновременно с этим выяснилось, что на воинском мемориале исчезло имя Ивасика. Почему? Это никому не ведомо. Однако и СМИ, и чиновники в один голос уверяли - могила героя сейчас в Уссурийске. Но ее там не было и не могло быть. И это стало еще одним ударом по родным и близким офицера, отдавшего жизнь за свою страну.

С ведома родственников поисками могилы героя занялся наш земляк, председатель уссурийского отделения «Боевого братства» Евгений Танасьев. Им были направлены официальные письма-запросы в Минобороны РФ, Министерство иностранных дел, в посольство Латвийской Республики в России - в Москву и, соответственно, в посольство России в Латвии - в Ригу. Отовсюду звучал один ответ - Михаил Ивасик похоронен в Уссурийске.

Конечно, родственники героя хотели бы, чтоб его могила была ближе к его родному дому. Но не всегда то, что нами задумано, претворяется в жизнь. Уссурийские энтузиасты взяли на себя функции, которые должны были исполнять чиновники, получающие зарплату от государства.

Только через несколько лет хождений по коридорам власти, обиваний порогов высоких должностных лиц и встреч с ветеранами-общественникам удалось добиться одного. Российское посольство в Латвии заверило, что в настоящее время имя Ивасика Михаила Адамовича внесено в списки мемориала «Мадона», а во время его ремонта в честь него будет установлена индивидуальная памятная плита.

Произойдет ли это и когда - пока неизвестно. Поэтому вся надежда на сохранение памяти о подвигах героя на ныне живущее поколение.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Автор благодарит за предоставленный материал В. Тюрина.
Фото из архива семьи.

Михаил Адамович Ивасик - Герой Советского Союза. За подвиги во время Великой Отечественной войны награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу».

Он родился в Михайловском районе, но после школы и до призыва в армию работал завскладом в Уссурийске. В селе Михайловка в его честь установлена мемориальная доска, а в Уссурийске его именем названа улица.

Поделитесь ...