В нашей стране о Великой Отечественной войне будут помнить всегда, ведь в каждой российской семье кто-нибудь воевал.


«Бессмертный полк» на Красной площади в Москве.

На полях сражений полегли два моих прадеда. Красноармеец Василий Карпович Манойло, родившийся в Амурской области в семье украинских переселенцев, сложил голову на территории бывшей Украинской ССР в январе 1943 года. В ходе тяжелейших боев под г. Сватово его посчитали без вести пропавшим. В начале 70-х годов прошлого столетия прабабушка написала письмо тогдашнему министру обороны маршалу А.А. Гречко, чтобы узнать о судьбе своего мужа. Подробностей об обстоятельствах его гибели выяснить не удалось. Однако из ответа, пришедшего из Москвы, стало известно, что Василий Карпович воевал в 267-й стрелковой дивизии и похоронен в братской могиле в г. Сватово Ворошиловградской (ныне Луганской) области.

Про прадеда Михаила Ивановича Абрамова я знаю гораздо больше. Уроженец д. Лушниково Воронежской области, он был призван в армию в первые дни войны. К июлю 1942 года в звании сержанта командовал взводом, участвовавшим в боях под Ржевом. О том, как погиб, семье рассказал его друг и односельчанин, вернувшийся домой живым.

В те дни их 243-я стрелковая дивизия сдерживала наступление гитлеровцев на Ржевском направлении. После отражения очередной атаки противника наступила временная передышка, прадед отправился в командирский блиндаж. Через некоторое время вышел покурить и тут начался артиллерийский обстрел. Спрятаться в укрытие Михаил Иванович не успел, шальной осколок от разорвавшегося неподалеку снаряда попал ему прямо в сердце. Однако оно продолжало биться. Хирург, осмотревший рану, решил, что сержанту недолго осталось, и не стал с ним возиться. Он торопился оказать помощь тем, кто мог выжить. Суровая реальность войны…

Доктор ошибся. Мой прадед отличался отменным здоровьем, испытывая адскую боль, он боролся за жизнь еще целые сутки. Михаил Абрамов похоронен под деревней Щелково Ржевского района Калининской (ныне Тверской) области. В следующем году мы планируем побывать на его могиле, чтобы поклониться за подвиг, который на фронте ежедневно совершали наши солдаты.

В продолжение рассказа хочу вспомнить о моем дедушке - Николае Михайловиче Абрамове, точнее, о его чудесном спасении во время оккупации. К началу войны их семья перебралась в г. Острогожск Воронежской области. Когда в 1942 году город захватили фашисты, маленькому Коле исполнилось всего четыре года. Но он хорошо помнит, какой испуг у матери и старшей сестры вызывали чужие солдаты в форме мышиного цвета. С местным населением они не церемонились, врывались в дома и запросто выгребали съестные припасы, забирали понравившиеся вещи. Могли на ходу свернуть курице голову и унести ее с собой.

Однажды гитлеровцы согнали на центральную площадь Острогожска всех мальчишек. Оказывается, накануне кто-то насыпал песок в бензобаки вражеских машин, и оккупанты не без оснований решили, что это дело рук детей или подростков. Девочек трогать не стали, а ребятам от трех до 16 лет было велено явиться в центр города. Построили их в шеренги напротив церкви и продержали так до самого вечера, а потом неожиданно отпустили по домам.

Позже стало известно, что фашисты ждали прибытия из Воронежа машин с газовыми камерами, в которых планировали без суда и следствия умертвить предполагаемых юных диверсантов. Однако на колонну, следовавшую в Острогожск, напали партизаны и уничтожили все «душегубки». После окончания школы дедушка поступил в военное училище и стал офицером. Служил в Группе советских войск в Германии, в Приморье, принимал участие в известных событиях на Даманском. По его стопам, продолжив семейную династию, пошли сын и внук, только они окончили УВВАКУ и получили профессию инженеров-автомобилистов.

Анна АНТОНОВА.
Фото из семейного архива.

Поделитесь ...