Два года назад в газете «Коммунар» была опубликована статья «Белое пятно на карте Уссурийска», посвященная 150-летию с начала изучения Приморья экспедицией Н.М. Пржевальского. 12 апреля исполняется 180 лет со дня рождения отважного первопроходца и исследователя, прославившего наш край.


Н.М. Пржевальский
(снимок относится к 60-м годам XIX века.)


Открытие мемориальной доски в Уссурийске.


Как же занесло сына Смоленщины на дальневосточную окраину земли Русской?

Как впоследствии писал Николай Михайлович, воспитание он получил самое спартанское. Смоленские леса стали первой школой любознательного мальчишки, а сказки, которые читала ему перед сном няня Ольга Макарьевна, будили интерес к таинственному и неизведанному миру природы. Лет с восьми он жадно читал все, что попадалось под руку. С десяти пошел в гимназию. Трудолюбие, исключительная память, прекрасные способности вывели его в число первых учеников.

Окончив гимназию и начитавшись историй о героических подвигах защитников Севастополя, Пржевальский поступил на военную службу, но воевать ему не пришлось. Война закончилась, а полковая жизнь произвела на юношу гнетущее впечатление. Пока он продолжал служить, единственными его интересами оставались природа и книги о ней. Так зародилась мысль стать путешественником. И Пржевальский начал уже целенаправленно штудировать труды известных ученых по ботанике, зоологии, географии.

Вставал в четыре утра, много работал над собой. Блестяще сдал экзамены и поступил в академию Генерального штаба. По его мнению, только высшее военное образование могло стать трамплином для осуществления мечты.

Но лишь в начале 1867 года после долгих хлопот молодому офицеру наконец-то удалось добиться перевода на новое место службы - в штаб Восточно-Сибирского военного округа. Именно отсюда была реальная возможность получить назначение для изучения восточной окраины России.

По пути в Иркутск Пржевальский заехал в Санкт-Петербург, где наведался в Географическое общество и попросил помочь в организации путешествия в Центральную Азию. В предоставлении пособия отказали - в научных кругах его практически никто не знал. Однако председательствующий П.П. Семенов-Тян-Шанский, оценив благие помыслы молодого офицера, дал ему рекомендательное письмо к генерал-губернатору Восточной Сибири и председателю Сибирского отдела Географического общества. А еще посоветовал провести исследования в Уссурийском крае. В случае успеха можно будет вернуться к идее подготовки путешествия в Центральную Азию.

В мае 1867-го Пржевальский был командирован в Уссурийский край. Своими помощниками он выбрал штабного топографа Николая Ягунова, которого научил снимать шкурки и препарировать животных, сушить растения и выполнять другие обязанности, а также казака Николаева.

По поручению штаба войск Николай Михайлович должен был исследовать пути, ведущие к границам Маньчжурии и Кореи, собирать сведения о живущих по берегам реки Уссури аборигенах. Сам же перед собой поставил задачу - обследовать структуру земной поверхности, изучить климат, растительный и животный мир края, познакомиться с бытом первых поселенцев.

Научное оборудование экспедиции состояло всего-навсего из термометра, компаса и маршрутных карт. Не было даже барометра, зато пороха и дроби - четыре пуда. Охота должна была обеспечить путешественников как материалами для зоологической коллекции, так и пропитанием.

В этой экспедиции Пржевальский провел около двух лет. Пешком и верхом покрыл громадные расстояния от устья реки Уссури до Посьета. Оттуда в бухту Владимира добирался зимой берегом, по вьючной тропе, затем через Сихотэ-Алинь - в Ханкайскую долину.

По пути примечал лучшие места, где можно поставить поселения, построить дороги. Обдумывал, где в первую очередь надлежит строить порт, во Владивостоке или Посьете (в то время Владивосток был маленьким поселком, вытянутым вдоль берега залива). Наносил на карту низины, непригодные для земледелия из-за разливов рек. Уделял внимание изучению животного и растительного мира.

И все это в неимоверно тяжелых условиях, описание которых осталось в путевых заметках исследователя. «Летом, в свете жаркого дня, людей и особенно лошадей мучили оводы, в сумерках и ночью не было спасения от комаров и мошки». Каждый день в любую погоду совершались длинные переходы. Спали под открытым небом, подстелив под себя ветки. Зимой, встав на ночлег, развьючив лошадей, заготовив дрова для костра и приготовив ужин, члены экспедиции валились с ног как подкошенные. А Пржевальский разогревал на огне замерзшие чернила и записывал дневные наблюдения.

В январе 1868 года осенне-зимний переход длиной в 1100 км завершился. Во время него Пржевальский собрал основную часть коллекции зверей и птиц, гербария. Весну и начало лета он повторно провел на озере Ханка, описав интересные моменты пробуждения природы Уссурийского края и свои орнитологические наблюдения.

А потом пришел приказ прервать экспедицию, чтобы направиться в долину Сучана и принять команду над отрядом, выступающим против хунхузов. Их банды ворвались в русское Приморье, спалили два казацких поста, деревню Суйфунскую и село Никольское.

Отряд штабс-капитана Пржевальского почти все лето был вынужден выбивать незваных пришельцев за пределы страны. А сам он за превосходно проведенную операцию был произведен в капитаны и назначен старшим адъютантом штаба войск Приамурья. Как человек военный, Николай Михайлович был вынужден расстаться с Уссурийским краем и отправиться к новому месту службы.

О своей первой экспедиции он написал книгу «Путешествие в Уссурийском крае», которая привлекла внимание русской общественности к далекому Приморью и сделала имя первопроходца-исследователя популярным не только в российских научных кругах. Ну а всемирную известность ему принесли более поздние исследования, проведенные в Центральной Азии.

Александр Лосев,
член городского общества краеведов им. В.К. Арсеньева.

Поделитесь ...