В этом году исполнилось 28 лет с того дня, как в Уссурийске появилось новое воинское соединение - 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Сегодня она носит звание «гвардейская», а на празднование дня ВДВ в ее расположении собираются не только уссурийцы, но и гости со всего Дальнего Востока. Об ее участии в учениях или военно-спортивных соревнованиях наперебой рассказывают местные и военные СМИ.


В далеком же 1990 году о выводе бригады из состава Северной группы войск говорили лишь польские газеты, да вышел небольшой сюжет в программе «Время». Прибытие десантников в Уссурийский гарнизон местная пресса оставила без внимания. Накануне праздника мы хотим исправить эту несправедливость и рассказать о непростом этапе в истории соединения.

Польский период

Будущая 83-я ОГДШБр начала формироваться в мае 1986 года на базе только что созданного 65-го отдельного десантно-штурмового батальона. На месте старых немецких казарм в небольшом польском городке Бялогарде обустраивался военный городок, в котором десантникам предстояло провести несколько лет.

Летом 1986 года в бригаде не хватало командиров взводов и подготовленных сержантов. Но десантники практически сразу приступили к занятиям по боевой, физической и строевой подготовке, выезжали на стрельбы, прыгали с парашютами, участвовали в учениях войск Варшавского договора «Дружба-86».

Одновременно вместе с военными строителями приходилось оборудовать районы сосредоточения.

«Была очень суровая зима 1986-1987 годов. Необычные для Польши морозы доходили до -30°С. На полигоне в палатках размещалась артиллерия бригады. Тем, кто жил в казармах, было не намного лучше: перенаселенность, питались в три смены. Мы прошли все - и простудные, и инфекционные заболевания. Самым тяжелым было то, что не хватало жилья для офицеров и прапорщиков. Многие свои семьи оставили в Союзе», - вспоминал первый комбриг генерал-майор Владимир Бородавкин.

Постепенно бытовые условия десантников приходили в норму. Старую казарму переоборудовали под жилье семей офицеров, построили столовую, офицерское общежитие, хранилища для техники и боеприпасов, автодром. Восстанавливали пункт технического обслуживания и ремонта, стрельбище, расширяли площадку приземления. Вблизи военного городка оборудовали стадион, парашютный городок и стрелковый тир. Поляки построили жилые дома на 300 квартир и котельную.

Через полтора года после образования бригада была полностью обустроена, имела все для жизни и боевой учебы. По итогам инспекционной проверки Минобороны она стала лучшим соединением Северной группы войск.

Именно в то время в дембельских альбомах появилась расхожая шутка: «Десантник должен стрелять как ковбой и бегать как его лошадь». Интенсивность боевой и физической подготовки нарастала. В марш-броске на 10 км со стрельбой на приз газеты «Красная Звезда» в 1989 году личный состав бригады занял 1-е место в Вооруженных силах СССР.

На Дальний Восток

В 1989 году 83-я ОДШБр Северной группы войск была передана в подчинение командующему ВДВ и переформирована в 83-ю отдельную воздушно-десантную бригаду.

К тому времени бригада уже «сделала себе имя», многие офицеры имели боевой опыт Афганистана. Именно они стали для личного состава примером военного мастерства, организованности и дисциплины. А впереди было самое серьезное испытание - вывод из Польши в 1990 году.

- Мы ждали, что бригаду переместят в Казахстан, - рассказал Петр Пивнюк, в то время комвзвода десантно-штурмовой роты. - Буквально за две недели до отъезда нам сообщили, что поедем в Уссурийск. Это стало неожиданностью.

Для передислокации было предоставлено семь эшелонов под технику, семь самолетов «Ил-76» для личного состава. На проводы первого эшелона прибыли не только высшие чины Северной группы войск. Польское население на фоне слабеющего международного влияния Советского Союза относилось к русским десантникам двояко. Тем не менее многие офицерские семьи дружили с поляками. Поэтому на перроне собралась внушительная группа провожающих.

Переброска бригады на 10 тысяч км прошла организованно, без происшествий. Но Родина встретила десантников без особого энтузиазма. В стране стремительно менялось все: рушилась идеология, люди впервые столкнулись с рыночной экономикой, СССР находился на грани распада. Прибытие воинского соединения в Приморье практически осталось незамеченным.

Между тем бригаде предстояло все начать сначала: от обустройства военного городка до восстановления прежнего уровня боевой готовности.

Первые годы в Уссурийске

По словам старожилов, часть построек военного городка в Барановском гарнизоне появилась еще во времена маршала Блюхера. Перед десантниками открылась печальная картина: котельная разобрана, отопление в парке срезано, кровли казарм и столовой текут, канализация забита. В городе прибывшему личному составу выделили всего 60 квартир.

Из-за бытовой необустроенности семьи не могли перебраться к новому месту службы офицеров. Те же, кто решился на переезд, обживались как могли. Начал падать моральный дух.

Из воспоминаний генерал-майора В. Бородавкина: «Спасение было в одном - мы с первого дня начали воздушно-десантную подготовку, собрали парашютную вышку. В вертолетах проблем не было. Начали стрелять, прыгать, заниматься рукопашным боем, кроссовой подготовкой, готовиться к зиме».

Первая приморская зима испытывала десантников на прочность.

- Ремонтировать надо было почти все здания и коммуникации. Офицеры с семьями жили на четвертом этаже учебного корпуса. Из окон казарм и учебного корпуса выглядывали трубы печек-буржуек. Да, было тяжело. Но мы воспитывались на других принципах. Люди понимали, что это временные неудобства, - рассказывал Петр Пивнюк.

Постепенно все начало налаживаться, пришла помощь из центра. За год во всех казармах восстановили отопление, запаслись мазутом, заработали котельные. Через три года на территории бригады выросли два 60-квартирных дома. Стали помогать бригаде и власти Уссурийска, руководители крупных предприятий.

Очередную «встряску» бригада пережила, когда ее в 1995 году переподчинили Краснознаменному Дальневосточному военному округу. По этой причине часть офицеров перевелась в другие соединения ВДВ. Прекратился приток выпускников Рязанского воздушно-десантного училища. Не легче было и с пополнением личного состава срочной службы. Но в бригаде оставалось главное, ее девиз: «Честь дороже жизни».

- Мы служили не за деньги и не за высокие звания. Мы служили Отечеству. Так было, и думаю, что так будет, - высказался ветеран 83-й ОГДШБр Петр Пивнюк.

В 2013 году соединение вновь вернулось в состав Воздушно-десантных войск. Через два года, 25 марта 2015 года, вышел указ президента РФ: «Присвоить 83-й отдельной десантно-штурмовой бригаде почетное наименование «гвардейская» и впредь именовать ее: 83-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада».

Дмитрий ПРОКОПЯК.
При подготовке материала
использованы архивы музея в/ч 71289
и сведения из тематических военных интернет-форумов.

Поделитесь ...