Традиционно одними из главных украшений центральной площади Уссурийска стали ледовые фигуры. Более 10 лет подряд для создания сверкающего великолепия к нам приезжают мастера из Лесозаводска.

179

Скульптор-резчик Сергей Козлов.

В этом году наставником бригады скульпторов-резчиков в очередной раз стал Сергей Козлов, имя которого известно не только в Приморье, но и далеко за его пределами. В коротком интервью «Коммунару» он рассказал о своей работе.

- В каких городах вам еще предстоит потрудиться накануне Нового года?

- Уссурийск - первый для нас. Мы всегда отдаем вашему городу предпочтение, так как управление культуры местной администрации всерьез подходит к праздничному оформлению. Они большие молодцы и работают профессионально. Заранее договариваются о сроках, согласовывают различные нюансы.

Сейчас украсим площадь здесь и вернемся к себе, в Лесозаводск. Будем там радовать людей своим творчеством. Времени у нас на это достаточно. К сожалению, из-за пандемии отменили два крупных фестиваля ледовых фигур, которые должны были пройти в Красноярске и Харбине. Так что торопиться некуда.

- Получается, в этом году не удалось соблюсти традиции и посостязаться с ведущими ледовыми скульпторами Азии?

- Мы смогли продемонстрировать свои таланты лишь на фестивале фигур из песка в Хабаровске. Да и то проходил он там на муниципальном уровне.

Напарник, в отличие от меня, все же сумел побывать за рубежом и поработать в Германии. Правда, это был не совсем конкурс, а больше коммерческое мероприятие. Но даже такой опыт ценен.

- С песком в качестве основы для скульптур столкнулись впервые?

- В принципе, мы режем фигуры из разных материалов. Снег и лед, дерево - ко всему нужен свой подход. Так и с песком. С одной стороны, он пластичный и легко поддается обработке. А с другой - нужно учитывать его свойства, быть крайне осторожным и внимательным, рассчитывать геометрию фигуры, чтобы она не рухнула. Впрочем, это правило действует практически всегда, чем бы ни приходилось заниматься.

- Что вы подарите Уссурийску в этом году?

- В отличие от прежних сезонов, сейчас перед нами стоит задача создать фигуры не сказочных персонажей, а реальных таежных обитателей. Эта работа сложнее и интереснее, потому что следует точно передать анатомию животных. Конечно, можно было бы их стилизовать, но боюсь, что не всем это понравится. Нас могут не понять. Поэтому делаем статуи как можно более схожими с их естественным обликом.

- Можете вспомнить, как пришли к увлечению резьбой по льду?

- У меня художественное образование. Начинал с живописи, писал картины. Постепенно увлекся скульптурой, ведь в ней больше жизни. Пожалуй, уже больше 20 лет посвятил этому делу. Правда, до сих пор случается, что руки сами просят взять кисть, и тогда я стараюсь не отказывать себе в таком удовольствии.

Но все же душа моя больше лежит ко льду и дереву. Ведь когда занимаешься с ними, вспоминаешь слова Микеланджело Буонаротти: «Нужно только отсечь грубые стены, которые скрывают прекрасное видение, чтобы обнаружить его для других».

В первый год у меня из инструментов были лишь топор, строительный шпатель и лезвие от рубанка. После этого понял, что нужно что-то более профессиональное. Обратился к кузнецам, принес им чертежи того, что требуется. Со временем собралась собственная коллекция резаков и скребков, которые удобно ложатся в руку. Кроме того, сейчас работа в несколько раз ускоряется за счет использования пилы.

- Перед праздниками синоптики прогнозируют в Приморье холодную погоду. Даст ли это шанс вашим творениям подольше радовать людей?

- Скажу так: какой бы мороз ни стоял на улице, солнце и ветер делают свое дело. Фигуры день за днем оплывают, теряют свои очертания. Поэтому любоваться ими лучше, когда они только что вышли из-под ножа. Но что поделать, такой это недолговечный материал.

- Расстраиваетесь, когда скульптуры медленно тают?

- Мне, как мастеру, всегда грустно на это смотреть. Поэтому, когда появляется возможность, я подхожу к своим работам и стараюсь что-нибудь в них подправить.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...