Мы с мужем решили посмотреть, как живут наши бывшие собраться по СССР. В прошлом году побывали в Армении и Грузии (между Ереваном и Тбилиси всего несколько часов пути на машине, впечатления от поездки отличные), а в этом году посетили Узбекистан.


Сплошные стройки

Едешь по Ташкенту - повсюду баннеры с изображением будущих красивых зданий, стройки которых уже ведутся. Особенно впечатляет вполне сформировавшийся Ташкент-Сити, на который замахнулись, видимо, по ассоциации с Москва-Сити. Несмотря на то что город расположен в сейсмически неспокойном районе и до этого там строили здания не выше девяти этажей, теперь поднимают высотки в 20, 30 и даже 50 этажей. Через пару лет Ташкент будет не узнать! Его решили превратить в современный мегаполис.

За свое многодневное пребывание объехали его вдоль и поперек. Дважды спускались в метро (чисто, красиво, достойно), в остальное время просто голосовали на улице. Там так принято: поднял руку, и тут же кто-то остановится, если по пути - поехали. Цены за такой подвоз смешные - в среднем на наши деньги 30-40 рублей, а если уж надо куда-то далеко, на другой конец города, то можно сотню отдать. Такси как таковых по улицам бегает немного.

Кстати, об улицах: они широченные, нередко восьмиполосные. После землетрясения в 1966 году в столице размахнулись на просторную планировку. Строители из разных республик СССР поднимали отдельные микрорайоны и называли новые улицы по своему усмотрению. Мы жили, к примеру, на проспекте Шота Руставели, недалеко была улица Тараса Шевченко.

После того разрушительного землетрясения построили шикарные железнодорожные вокзалы, позже появился международный автовокзал, который не уступает нашему аэропорту в Кневичах. К слову, о системе безопасности: первый досмотр багажа вы пройдете еще на подступах к вокзалам.

За их огороженную территорию пускают только по билетам, так что никаких провожающих.

В городе много скверов и чудесных парков, у каждого свое название. Они не просто зеленые, удивило, что осенью там масса цветущих деревьев и кустов. По утрам повсеместно над газонами туман, это работают оросительные системы. Где нет полива, там выжженная солнцем земля. Дождей летом не бывает вообще.

Долгие постсоветские годы Узбекистан был закрытой для иностранного капитала страной (может, благодаря этому там сохранили свою национальную аутентичность). Но пришло время, и нынешний президент страны посчитал необходимым для ее развития привлечь иностранных инвесторов. Началось бурное строительство новых предприятий, открытие огромных торговых центров, отелей, шикарных горнолыжных курортов, аквапарков. Во время нашего вояжа был готов к сдаче огромный ледовый комплекс «Хумо Арена». Между Ташкентом и Самаркандом пустили современные скоростные поезда, в итоге поток иностранных туристов возрос в разы.

Когда достроят горнолыжные курорты (слышали, что некоторые инвестируют немцы и турки), то желающих посетить эту страну наверняка будет еще больше. Мы катались на длинной-предлинной канатной дороге в горах, и картины с видовой площадки открываются совершенно сказочные, лучше, чем на сочинской Красной Поляне (извините за непатриотичность). Наверняка в Куршевеле и на ему подобных лыжных курортах туристов убавится с открытием в Узбекистане современных горных баз. Хотя бы потому, что цены здесь на все ну очень привлекательные, это вам не Европа. Плюс раздолье для любителей старины: можно заодно увидеть знаменитые на весь мир Самарканд, Бухару, Хиву.

Наблюдения

Страна исламская, но при этом вы там не встретите бородатых мужчин, не увидите в банках, офисах, за прилавками женщин в хиджабах (особые платки, скрывающие волосы и шею). На улицах есть молодые узбечки в таких одеждах, явно дорогих, а вот женщины в возрасте ходят просто в платьях и обычных косынках. Молодежь носит не только джинсы, но и короткие шорты, мини-юбки. У школьников обязательная форма (белый верх, черный низ), и в отличие от старшего поколения ребята болтают обычно на родном языке.

В Ташкенте всего четыре русские школы, учиться в которых считается престижным, потому что узбекский язык дети освоят и дома, а русский пригодится им в будущем. Он не просто в ходу, а считается вторым государственным языком. Русская речь слышна всюду. В этом отношении в Ташкенте комфортно: обо всем можно расспросить. Да и граждан славянской внешности там полно. Говорят, в последние годы их становится все больше. Возможно, возвращаются те, кто в свое время уезжал на родину предков, но решил вернуться туда, где милее.

У многих в Узбекистане корни пустили еще бабушки и дедушки, ведь во время Великой Отечественной войны здесь навсегда осело много раненых и осиротевших детей, которых эшелонами везли с запада. Потом немало строителей, приехавших восстанавливать Ташкент после землетрясения, тоже решили остаться в этом благодатном и хлебосольном крае.

Но сейчас желание перебраться на ПМЖ может распространяться разве что на Ташкент, потому что в глубинке Узбекистана вы столько русской речи не услышите и столько славян не увидите. По сути, чужая страна. Мы убедились в этом сами. Но столица во всем более толерантная. Там и к разным религиям иное отношение, функционируют старинные прекрасные внешне христианская церковь и католический собор. Рядом с местом, где мы жили, находится корейская церковь.

В последние годы в Узбекистан хлынул поток иностранцев, в том числе россиян. Там сейчас бизнес-бум, какой у нас был в 90-е, то есть деловые и разворотливые люди имеют возможность урвать свой «кусок пирога». Однако купить жилье эти граждане могут только в новостройках, цены в которых и по нашим меркам высокие.

Из тени вышли многие местные «денежные мешки», так как власти постановили не устраивать разборок с историей происхождения их денег, более того, при открытии своего дела предоставляется три года послабления в налогах. Даешь рабочие места - и хорошо.

Ташкент бурно строится, развивается, нужны рабочие руки, поэтому туда разрешен въезд тысячам селян из провинции. Раньше они не имели права просто так приезжать в столицу, прописываться там у родных, покупать жилье. Это был закрытый для них город.

В последние годы в Ташкенте открыли несколько филиалов американских, английских (преподавание на английском языке) и российских университетов. Требуется все больше кадров с серьезным образованием.

Восточная сказка

Речь о Самарканде. Других древних городов Узбекистана мы, к сожалению, не видели, поэтому сравнивать не с чем. Ездили туда на два дня. Заранее по Интернету нашли водителя, который возил нас по достопримечательностям. Кое-что интересное сам рассказал. Например, что в этом городе русские, евреи, татары, цыгане издавна жили своими обособленными районами. После развала СССР почти все, кроме цыган, разъехались. О русских напоминают названия улиц Гагарина, Пушкина, Октябрьская, по-прежнему популярна большая пельменная.

Русские оставили след в истории Узбекистана, не дав упасть наклонившемуся тысячелетнему минарету. Инженер В.Г. Шухов придумал, как его спасти. Благодаря нашему соотечественнику теперь известно, как выглядел знаменитый на весь мир завоеватель и правитель Амир Тимур (Тамерлан). Когда в 1941 году была вскрыта его гробница, антрополог М.М. Герасимов (в Москве есть институт его имени) восстановил внешность по черепу. Красивое волевое лицо.

В музейном комплексе, где находится мавзолей Амира Тимура, гиды рассказывают историю о том, что Сталин не поверил портретному рисунку Герасимова и дал задание вскрыть могилу жандарма, который «опекал» Иосифа Виссарионовича во время ссылки. Этот сотрудник полиции умер много лет назад, но Сталин его хорошо помнил, а вот Герасимов никогда не видел. Когда ученый после работы с черепом этого человека представил изображение его лица, Сталин дал приказ открыть институт антропологии.

Одно из трех медресе Регистана (главная площадь Самарканда) признано ЮНЕСКО первой научной академией Азии. Все три расположены рядом, отлично сохранились и производят большое впечатление монументальностью, величественностью, роскошной мозаикой и майоликой. Смотришь на них с восхищением и почтением и думаешь: «А каково было видеть это благолепие в XV веке, когда они строились?»

У каждого медресе своя история происхождения, начало просветительской деятельности в них положил Улугбек, внук Амира Тимура, правитель и великий ученый. Здесь обучали с 10 лет, педагогов было не намного меньше, чем учеников, жили все вместе, так что образовательный процесс шел практически круглосуточно. Выпускали врачей, судей, астрономов…

В Самарканде голова кругом идет от потока информации и увиденного. Меня особенно впечатлила обсерватория Улугбека. Раскопана лишь подземная часть (ее нашел опять же русский, офицер царской армии, увлекавшийся археологией), а было еще три этажа сверху. Ученый в те времена сумел настолько точно рассчитать дни года, часы и минуты суток, что современные умы, как говорится, снимают шляпу.

В музее возле старинной обсерватории поразил рассказ гида о многоэтажной башне, построенной во времена Амира Тимура, наверху которой был бассейн. Удивление вызвал и купол одного из минаретов, который изнутри раскрашен так, что кажется очень высоким, рисунки - объемными, хотя на самом деле он лишь слегка выпуклый. То есть в глубокую старину художники использовали принцип 3D-изображения.

В красивое место захоронения мощей святого Даниила, почитаемого всеми религиями, захотелось поехать, чтобы увидеть 600-летнее оливковое дерево. Оно много лет стояло сухим, но ожило и даже заплодоносило после того, как возле него читал молитвы российский патриарх Кирилл во время посещения Узбекистана. Я эту историю слышала дома в одной из телепередач. На месте гид ее подтвердила. Вот и не верь чудесам…

Газетные площади не позволяют рассказывать обо всех достопримечательностях Самарканда, загляните в Интернет, интересно. Скажу одно: не зря туристы едут туда со всего мира.

Не мелочи

Упаковочные пакеты с ручками в магазинах бесплатные, арбузы и дыни продают штуками, не взвешивая (просто лежат штабелями средние и большие). Стиральный порошок и чай многие покупают не в пачках, а на развес. Странно, что обычные прозрачные пакетики в рулончиках продают тоже на вес. Есть магазины, где и вещами торгуют так же (это не секонд-хенд).

Лучшие помидоры (мясистые, как хурма) называются чисто по-русски «юсуповскими». Местные женщины сплошь длинноволосые, почти не носят стрижки. Вечерами и по выходным в скверах и парках масса народу, никто не курит и не пьет.

Несмотря на демократичные цены, многие узбеки ездят на шопинг в казахский Шымкент (пишется через ы), значит, там еще дешевле. От Ташкента до казахской границы на машине буквально полчаса, поэтому люди предпочитают однодневные поездки, утром уехал - вечером уже дома.

В Узбекистане производят отличный трикотаж с большим содержанием хлопка, при этом на рынках полно китайского «стеклянного» ширпотреба. Возможно, его будет еще больше, поскольку хлопковые поля в стране резко сокращают. Оно и понятно: кому собирать сырье? Раньше все население от мала до велика выгоняли в поля, а теперь принудительный труд запрещен.

Мы остановили машину, когда ехали мимо такого поля. Большие, красивые, как оказалось, однолетние растения кое-где еще были с чудесными лиловыми цветами. Полюбовались - и поехали дальше. А кому-то под палящим солнцем предстоит собирать тонны ватных коробочек с этих кустов.

Нам кажется невероятным, но многие узбеки никогда не бывали в лесу. Просто у них есть горы, степи, пустыня, а вот лесов нет. Зато есть рукотворное Ташморе. Мы там были с ночевкой ради рыбалки. На берегах комфортные базы, ловятся сазаны и карпы.

Страна мусульманская, поэтому свинину мы видели лишь однажды в специализированном магазине. По той же причине во многих кафе и ресторанах не продают спиртное. Но, оказалось, для услады иностранцев производят местное вино. Мы купили его в алкомаркете, на вкус - отменное! Свои же «балуются» иным способом: полно кальянных.

О еде и ценах

В Ташкенте мы ели необычайно вкусный хлеб. Не лепешки, а именно хлеб, серый, буханками. Стоит на наши деньги 7,5 рубля. Такая же цена у мороженого в стаканчиках и самсы. На рынке творог великолепного качества - сто рублей за килограмм, за кучу разной зелени отдали 25 рублей. Огромный арбуз весом не менее 10-12 кг стоит 70 рублей. За парную баранину и говядину просят в среднем 200 рублей. Все импортное, как и полагается, дороже. Обидно было видеть, что цены на алтайский сыр ниже, чем в России. Популярны наши сгущенка, конфеты, шоколад. Много продукции из Белоруссии, Украины.

В местной продукции не применяют пальмовое масло, если продукт молочный - то только из молока, если колбаса - то мясная.

Цены в местной валюте (сумах) не называю. В общей массе все товары в 2-3 раза дешевле наших. Но надо помнить, что и зарплаты в Узбекистане в два раза ниже среднероссийских. Так что вольготно там лишь туристам, а узбекский народ не шикует.

Кафе для нас тоже оказались доступными (хотя есть и дорогие рестораны). За посиделки с шашлыками мы отдавали на четверых в среднем тысячу рублей.

В этой поездке мы сделали для себя несколько вкусовых открытий. Там во всех магазинах и на рынках возле касс лежит курт - соленые твердые питательные шарики - производное молочной сыворотки. Их делали и тысячи лет назад, обязательно брали с собой, отправляясь в горы или пустыню. Очень полюбились сладковатый каймак, похожий на густые сливки, и сюзьма - кисломолочный продукт, отдаленно напоминающий простоквашу. В горах пробовали кумыс, он сильно бодрит и даже пьянит. Однако второй раз отведать этот напиток не каждый захочет из-за специфического вкуса и запаха. В «обжорном ряду» на самом большом старинном рынке Чорсу мы с удовольствием уплетали лапшу с кониной, понравилось.

Дарю рецепт

Все знают про узбекские плов и самсу, а я предлагаю вам рецепт димламы. Сама теперь ее готовлю и всех друзей научила. Хлопот минимум, пользы максимум. Узбеки делают димламу с бараниной или говядиной, на которой есть жирок. Я готовила со свининой. Еще нужны для послойного укладывания лук (много), морковь, помидоры, сладкий перец, картофель и капуста. Можно добавить кабачки, очищенные баклажаны.

Все режется крупно, картофелина и морковь, к примеру, на 4-6 частей. Блюдо готовится без масла и воды! Первый слой - мясо жирком вниз. Далее - перечисленные овощи в указанном порядке. Слой моркови присолить и еще раз - последний слой, это капуста. Уложив все, сверху накройте капустными листьями, подтолкните их сбоку, на них водрузите пару веточек петрушки (их потом выбросите). Все. Ставьте тушиться-париться. Когда появится характерный звук закипания, переключите печь на самый слабый огонь. Через 1,5-2 часа димлама готова. Вы удивитесь, как много сока дадут овощи и какой густой и приятно сладковатый вкус у блюда.

Анна БОГДАНОВА.
Фото автора.

Поделитесь ...