Во время пандемии количество желающих принять в свою семью детей, оставшихся без родителей, не сократилось.

106

Об этом «Коммунару» рассказала начальник управления по опеке и попечительству администрации Уссурийского городского округа Е.А. Шиндина.

Едут со всей России

- Если раньше дети, волею судьбы оказавшиеся под опекой государства, могли до совершеннолетия так и не дождаться появления в их жизни новых любящих мам и пап, то в последние годы очередь из потенциальных опекунов и усыновителей, - говорит Елена Анатольевна. - И едут к нам со всей России. Недавно звонила женщина из Москвы, спрашивала, можно ли подать заявку через Интернет? Порядок таков, что требуется личное присутствие. Но она все же готова приехать с пакетом нужных документов в любое время, встать на учет как кандидат в замещающие родители.

Уссурийск был одним из первых в Приморье, где появилась служба по семейному сопровождению и школа приемных родителей. Каждому претендующему на усыновление предстоит два месяца обязательной учебы в школе приемных родителей. Психологи, педагоги рассказывают на занятиях, какие трудности могут ожидать в общении с новым членом семьи, как избегать конфликтов, быстрее преодолеть период привыкания друг к другу, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Разве с кровными детьми не бывает трудностей, все всегда гладко? В наш город по субботам по-прежнему едут учиться будущие родители из Михайловского, Октябрьского, Пограничного, Хорольского, Хасанского районов.

От жителей УГО с начала года принята 41 заявка на усыновление. 15 детей уже на воспитании. Остальные замещающие родители ждут, когда пополнится их семья.

Каждый год в феврале опекуны и усыновители обязаны предоставлять отчеты о том, как тратят выделяемые им государством выплаты, алименты (они назначаются судом при лишении родительских прав), пенсии на детей.

В банке данных управления опеки и попечительства 89 детей, но это в основном братья и сестры или ребята с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в постоянном медицинском уходе. Есть и подростки, которые сами не хотят ничего менять в своей жизни, считают, что слишком трудно будет привыкать к чужим людям.

В этом же списке дети, родители которых не лишены прав на них. Скажем, мама отбывает срок наказания в местах лишения свободы и уверяет, что мечтает выйти и заняться воспитанием своего отпрыска. Но, к сожалению, такие обещания выполняются редко. В итоге время упущено, а ребенок давно мог бы познать материнскую любовь в приемной семье.

107

Сайт усыновите.зф

Всякое бывает...

Согласно закону, братьев и сестер разделять нельзя, поэтому в некоторых приемных семьях появляются сразу двое, а то и трое детей. В этом году был случай, когда опекуны взяли пятерых! Самый маленький находился в нашем доме ребенка, а четверо других жили в Спасске-Дальнем. Удивительные у них теперь родители: вырастили двух родных и двух приемных детей и твердо уверены, что им хватит сил, здоровья и желания поднять и этих.

Чужие люди готовы обогреть, полюбить таких ребят, а родственники словно забывают о них. В госучреждениях большинство воспитанников так называемые социальные сироты, то есть биологические родители живы. Да, их лишили родительских прав, но есть же другие родственники, которые могли бы позаботиться о малолетних кровинушках. Но не хотят, видимо, брать на себя дополнительные обязанности. Считают, те сыты, одеты, обуты, что еще надо?

Сотрудникам управления по опеке и попечительству приходится решать разные вопросы и проблемы. Даже в консульство обращаться. Вот что делать, если иностранку депортировали, а у нас остался ее сын-подросток? Отец умер, но есть родственники, готовые взять мальчика под опеку. Да только мать против, хочет сама его воспитывать. Вот и получается: к ней отправить - в никуда, и под опеку не отдать.

Или вот еще один непростой случай. Позвонила нам женщина с просьбой о помощи. Ее сын с внуком лежат в артемовской больнице. Проблема в том, что невестка, с которой сын разводится, не отдает документы на ребенка, необходимые для оформления листка нетрудоспособности. Выход, конечно, есть: по запросу в отделе ЗАГСа быстро копию выдадут. Но поражает другое - мать в первую очередь должна не о разборках с мужем думать, а о ребенке! Просто так в больницу не попадают.

Равнодушие иных женщин порой потрясает до глубины души. Недавно изымали грудного младенца у женщины, которая веселилась с друзьями в номере гостиницы. В полицию позвонили работники отеля, сказали, что малыш долго и громко плачет. Как выяснилось, его давно не кормили и не мыли. Видите ли, у матери детского питания не было, только закуска для собутыльников. Да и времени у нерадивой мамаши нет, дружки важнее.

Не думала о четверых детях и мать, выехавшая с ними на Солдатское озеро. Она пьянствовала в тени, а детвора на солнце так обгорела, что пришлось обращаться за медицинской помощью.

Место пусто не бывает

Сколько бы детей ни забирали опекуны и усыновители, детские госучреждения не пустуют. Одни матери сбегают из роддома или пишут отказные, другие настолько опускаются, что нахождение с ними угрожает жизни и здоровью малышей, которых приходится изымать. Сотрудники разных ведомств и органов системы профилактики всячески помогают наладить жизнь. Взрослым дается время на то, чтобы привести жилье в порядок, устроиться на работу, обратиться к наркологу. Но, к сожалению, зачастую вернуть свое родительство они не стремятся.

Иногда женщины сами привозят детей в госучреждения в связи с трудной жизненной ситуацией (надо лечь в больницу, найти работу...). Но не все через три месяца, отведенные законом, забирают их обратно. У некоторых материнский инстинкт, похоже, вообще отсутствует. Иначе чем еще объяснить просто вопиющие случаи из нашей практики. К примеру, жительницу УГО суд поочередно лишил семерых сыновей и дочерей. Сейчас она беременна восьмым.

Записала Нина ДМИТРИЕВА.

ОФИЦИАЛЬНО

Государевых ребят - сотни

В управлении по опеке и попечительству администрации УГО на учете 715 несовершеннолетних - тех, кто находится в госучреждениях, под опекой и на усыновлении.

Согласно закону, до 18 лет всех этих детей сопровождают специалисты службы по семейному устройству. Психологи, логопеды, социальные педагоги при необходимости занимаются с ребятами.

Редко, но все же случаются отмены усыновления. Это всегда ЧП, поскольку вторичное сиротство травмирует психику ребенка. Как ему потом самому строить свою семью?

В 2021 году было два случая, когда опекунов освобождали от исполнения их обязанностей. Не справились. В управлении по опеке и попечительству рады, что четверых несовершеннолетних вернули двум кровным матерям. С ними много работали, всячески поддерживали, и стало понятно, что женщины теперь смогут сами воспитывать своих детей.

Решение о восстановлении родительских прав принимает суд. Готовится к непростой процедуре еще одна мама, лишенная ранее двух детей.

Поделитесь ...