Перекрестки судьбы Дины Рябининой. Она с детства мечтала стать актрисой, и в итоге отдала театру 50 лет жизни.

Родители были против, но дочь не побоялась пойти им наперекор. Признается, что появись возможность обратить жизнь вспять, сделала бы все по-прежнему. Для нее сцена стала страстью и смыслом жизни. Все это о заслуженной артистке РФ Дине Рябининой, которая на днях отметила свой юбилей.


ВЫБОР ПЕРВЫЙ

Дина родилась и выросла в Грозном. Еще в раннем детстве малышка наряжалась в мамины платья, впрыгивала в ее туфли на каблуках и устраивала домашние представления. Девочка росла, менялись и ее приоритеты. Увлеклась легкой атлетикой и спортивной гимнастикой, занималась в балетном классе.

Но однажды девушка оказалась перед серьезным выбором - выступить за честь школы в соревнованиях или выйти на спектакль. После долгих раздумий она отправилась на стадион, ведь впереди еще были годы учебы и получение аттестата.

В балет Дина больше не вернулась. Она не смогла бы смотреть в глаза тем, кого подвела.

В УГОДУ РОДИТЕЛЯМ

После окончания школы девушка вновь оказалась на распутье. Душа ее лежала к театру. Но родители даже не хотели ее слушать. Самым ярым противником «несерьезной» профессии оказалась бабушка. Сопротивлялась выбору дочери и мама. Отец же не стал перечить женской половине семьи.

Как послушный ребенок, Дина подала документы в педагогический вуз. Для прохождения конкурса на факультет иностранных языков ей не хватило всего полбалла. Можно было сходить в ректорат, поговорить, попросить. Но это было не в ее характере.

Через год девушка успешно поступила на естественно-географический факультет. Родители были в восторге, а ее по-прежнему не оставляла мечта о сцене.

Немного проучившись в институте, она узнала о народном театре, в котором стала тайком заниматься по вечерам. Ее первый режиссер, заслуженная артистка Киргизской ССР Нина Тайц, пророчила Дине большое сценическое будущее. И вот спустя два года учебы в вузе для девушки пришла пора очередного жизненного выбора.

Театр собирался на большие гастроли по Закавказью. И в то же самое время в институте началась сессия. Совместить их не удавалось. В итоге выбор был сделан не в пользу вуза. Вскоре студентку отчислили.

ИЗ ГРОЗНОГО В МОСКВУ

Сказать, что это известие расстроило родителей - значит не сказать ничего. Мама девушки даже слегла на какое-то время из-за стресса. Но время лечит. Вскоре будущая заслуженная артистка стояла на пороге московского вуза.

- Я тогда была наивной девчонкой, - вспоминает Дина Сергеевна. - Ведь могла бы подать документы и в училище. Но нет. Моей целью было покорение столичного института.

Но в планы девушки, казалось, вмешалась сама судьба. Конкурс был огромным. И ее стали уверять в том, что в 25 лет поздно думать об актерской карьере, переубеждали отдать документы на режиссерское отделение. В какой-то момент она поняла, что попала не в те руки, развернулась и ушла.

Второго шанса у нее не было. Приехать в Москву через год она не могла из-за дороговизны билетов, а набор в труппу Грозненского республиканского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова уже завершился. Оставалось одно - осесть в Москве.

Казалось, что все у Дины складывалось как нельзя лучше. Она узнала об известном театре-студии при заводе АЗЛК и решила устроиться туда на работу, чтобы получить возможность играть на сцене. В отделе кадров для нее нашлась подходящая вакансия. Решался даже вопрос со столичной пропиской - ей выделяли место в общежитии.

Но отсутствие родительского благословения сыграло свою роль. Недостающие для трудоустройства документы из дома так и не прислали. И она села на поезд, который отвез ее назад в Грозный.

ДУША РВАЛАСЬ В ТЕАТР

И все-таки есть у каждого артиста свой небесный покровитель. Вернувшись, Дина увидела объявление о дополнительном наборе в студию при театре им. М.Ю. Лермонтова. Сомнений не было. Уже через несколько дней она стояла перед приемной комиссией на прослушивании.

Ее взяли сразу, без разговоров, несмотря на сильную конкуренцию. Она сумела с первого раза покорить мастеров сцены. Началась ускоренная учеба и первые выходы на сцену.

Постепенно с решением дочери смирились родители. Они стали приходить на спектакли с ее участием. Более того, разменяли свою двухкомнатную квартиру на однушку в центре, ближе к театру, чтобы девушке поздно вечером не приходилось далеко возвращаться домой.

Однако трогательная и чрезмерная забота родителей о благополучии дочери ее напрягала. Под контролем был каждый шаг. А Дине хотелось независимости. В один из дней она приняла решение отправиться на актерскую биржу.

И ее позвали в Балашовский драматический театр. Там девушку заприметил обаятельный молодой артист Юрий. Через год ему удалось покорить сердце Дины, и они поженились. Свадебным путешествием для них стали гастроли. С этого времени пара была неразлучна.

ЗНАКОМСТВО С УССУРИЙСКОМ

Молодожены не стали долго сидеть на одном месте. Они решили поездить по стране и отправились на биржу уже вдвоем. После этого артистическая география семьи Рябининых стала расширяться. Сперва это был Бийский драматический театр. Затем вновь биржа, и после нее - Дзержинский театр драмы.

В последнем молодым родителям приходилось добираться на службу из съемной квартиры в Горьком (ныне - Нижний Новгород), по пути отправляя ребенка в детский сад. А это добрый десяток километров. Выезжали они с рассветом, а возвращались за несколько минут до полуночи. Это было тяжко.

В театре КДВО (ныне - драмтеатр Восточного военного округа), куда их тоже приглашали, квартиру предлагали лишь с подселением. В свое время артистов это не устроило. И вдруг, когда их ребенку уже исполнилось шесть лет, оттуда пришла телеграмма, что для них есть отдельное жилье. Рябинины сорвались с места, не дожидаясь конца театрального сезона, и подали документы в драматический театр Краснознаменного Дальневосточного военного округа.

Дина Сергеевна призналась, что в Уссурийск их семья поехала не только за жильем, но и «за туманом и запахом тайги». Коллеги рассказывали об этом городе, как о самом зеленом в стране, причем расположенном на берегах Тихого океана.

МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Человеком, который остановил странствия молодой семьи, стал главный режиссер театра КДВО Борис Светличный. С его появлением на сцену словно проник свежий воздух. Супруги поняли, что наконец-то нашли свое место. Прошло уже более 38 лет, а Дина Рябинина до сих пор служит там.

Коллеги по сцене говорят о Дине Сергеевне как о мастере психологически сложных, характерных ролей. Она легко управляет эмоциями зрителей своей искренностью, заставляя их вместе с нею сострадать и плакать, возмущаться и негодовать, удивляться и сочувствовать. Сама она оценивает свои выходы на сцену несколько по-другому.

- Для меня нет маленьких ролей. Более того, у актера не должно быть ролей нелюбимых. Он обязан всегда выкладываться по полной. Я даже после 50 лет с радостью играла роли в детских спектаклях. Значение сказок может понять лишь тот, у кого есть собственный ребенок. А если говорить о других ипостасях, то наиболее драматическими для меня стали постановки о чеченской войне. Каждый раз это был шок - рассказывать о своей малой родине, где осталась могила моего отца, - поделилась Дина Рябинина.

В порыве откровения заслуженная артистка рассказала об еще одном своем секрете:

- Для многих артистов выход к полупустому залу - это стресс. А меня, наоборот, охватывает какой-то юношеский азарт. Я стараюсь сыграть роль так, чтобы зритель плакал и смеялся, чтобы у него зашкаливали эмоции. И вот тогда он обязательно расскажет своим друзьям и близким, какой спектакль он видел, еще раз переживет происходящее на сцене. Вот ради этого мы и работаем в театре.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива Д.Рябининой.

Поделитесь ...