Суббота. Частный приют для бездомных животных «Открой свое сердце» традиционно встречает волонтеров разноголосым лаем. Навстречу выбегают десятки собак, больших и маленьких. Они машут хвостами, нетерпеливо перебирают лапами, мелькают мокрые носы и внимательные глаза. Всем хочется получить свою долю ласки и теплого прикосновения…


Сейчас в приюте проживают чуть больше 500 собак. Еще 64 находятся на передержке, в карантине.

Грусть-тоска

Местоположение приюта хозяйка Ирина Мудрова не скрывает, но и особо не афиширует. Поэтому, договариваясь с ней о встрече, я старательно запоминал все ориентиры. И, как оказалось, не напрасно. В пути они мне очень даже пригодились.

Добираться решил на такси. По-другому никак бы не получилось.

Асфальтированная дорога и жилой сектор остались далеко позади, а мы все ехали и ехали. Балагуривший до этого водитель постепенно начал сникать. Лавируя между огромными ямами, он потихоньку поругивался. Наверное, проклинал тот день, «когда сел за баранку этого пылесоса».

Наконец взору открылась большая, размером примерно с футбольное поле, территория приюта. Когда мы подъехали ближе, поднялся такой гвалт, что мне расхотелось вылезать из машины. Несколько особо любопытных четвероногих подбежали совсем близко.

Как только появилась хозяйка, хор собачьих голосов стал постепенно стихать. Ирина быстро загнала беглецов во двор и закрыла за ними ворота. Попутно извинилась за слишком бурный прием, попросила подождать еще немного и стремительно умчалась.

Оказалось, что я приехал немного не вовремя. У собак по расписанию было время обеда, и еще не все из них получили причитающуюся порцию корма и воды.

Чтобы не терять время даром, решил немного пофотографровать. Собаки по-разному реагировали на человека с фотоаппаратом. Одни лаяли, охраняя территорию от чужака, другие недоверчиво отходили подальше. Но большинство все-таки проявляло искреннюю радость. Отталкивая друг друга и нетерпеливо поскуливая, разномастные «хвостики» пытались дотянуться до меня лапами, подставляли свои головы и спины. Чтобы погладил.

В некоторых глазах замечалась такая грусть-тоска, что становилось прямо неловко.

Начиналось все с котов

И кошек. Лет десять назад.

- Поехала в город, смотрю, кот замерзает, орет. Забрала. Увидела что-то худое, страшное, больное - тоже взяла себе. Так и пошло, - Ирина улыбается, но в глазах все равно поблескивают слезы. - Потом появились первые щенки. Даже уже не помню откуда. Ну а люди это быстро на заметку берут. Начались уговоры, давление на жалость. В одну неделю подкинули до 50 щенков сразу. Твой интерес, твое желание уже никто не учитывает. В итоге мы выросли в такую вот организацию.

На этом месте приют находится с июля прошлого года. Так как земля болотистая и все лето шли дожди, нас затопило. Пришлось часть животных переселять к себе домой. Две недели они жили у меня.

Прошлой зимой мы чуть не сгорели. Кто-то пустил пал на полях, и огонь стеной пошел в сторону приюта. Благо у нас территория вокруг обкошена. Но я все равно позвонила мужу, и мы заняли вместе с ним оборону. По мере того как бушующее пламя подбиралось все ближе и ближе, стала понимать, что одним нам никак не справиться. Вызвала пожарных. Ребята - молодцы! Быстро приехали, оцепили все вокруг и ждали до тех пор, пока трава не выгорела. Потом они немного пообщались с собаками. По-доброму так. Мне очень понравилось.

Главная проблема - еда

Сейчас в приюте проживают чуть больше 500 собак. Еще 64 находятся на передержке, в карантине.

- Так много нас стало только в последний год, - пояснила Ирина. - Заключили контракт по отлову животных. Поэтому здесь не только частный приют, но еще и пункт временного содержания собак, которые принадлежат администрации УГО. Моих только 200 голов. Есть немного кошек. С ними трудно. Ведь они поступают с улицы, из подвалов. У одних скрытая инфекция, у других открытая. Пока идет обследование, приходится держать в карантине какое-то время. Все вновь прибывшие животные обязательно стерилизуются.

Главная сложность - еда. Мы существуем на благотворительные пожертвования. На контрактных собак дают по 25 рублей в сутки каждой. Но это практически ничего. Потому что в реальности один питомец обходится нам намного дороже.

В неделю на питание собак уходит около 60 тысяч рублей.

52 тысячи - это только сухие корма. Плюс жидкие, для щенков и кошек. Еще мы делаем будки, вывозим мусор, покупаем стружку и солому, откачиваем септик. Работнику я плачу 500 рублей за полдня. В итоге набегает кругленькая сумма.

- Недавно выиграли грант, - добавила Ирина. - На эти деньги планируем огородить площадку, где наши питомцы смогут свободно побегать.

Ника и Борюсик

Пути попадания собак в приют разные. Одних отлавливают, других подкидывают. Недавно только за день привезли сразу несколько сбитых автомобилями.

Немало здесь и бывших домашних животных. У кого-то умер хозяин, кто-то просто стал лишним. Есть собаки-инвалиды. И каждого своего питомца Ирина знает по кличке.

- У меня две слепые собаки нашли хозяев, - рассказала она. - Попались хорошие люди, любящие животных.

Овчарка Ника неплохо обходится без задних лап, которые отнялись из-за перебитого позвоночника. У нее есть специальная коляска, но она почему-то не любит ее. Когда нужно, поджимает задние конечности и бегает на передних. Причем весьма быстро.

Кто следит за Instagram приюта, наверняка знаком с историей алабая Борюсика, попавшего в приют в ужасном состоянии: истощенный, с обилием болячек. Сейчас он идет на поправку, перенеся множество операций. Недавно начал самостоятельно ходить.

Непростая судьба была у всеобщей любимицы, самой большой собаки приюта Жанны. Бывшие хозяева использовали ее как конвейер для рождения щенков. А когда она больше не смогла приносить доход, от нее избавились. На новом месте собака от недоедания заболела и находилась на грани жизни и смерти. Но ей повезло - забрали в приют. За ней ухаживали, лечили (кстати, лечение оплатил один из волонтеров). И произошло чудо - из заморенного существа Жанна превратилась в красавицу. Оставшиеся пять лет жизни она провела в нормальных условиях: с едой, водой и своей теплой будкой.

И таких историй много.

Не хватает тепла и участия

Хоть будущие хозяева и не толпятся у ворот приюта, все же Ирина отдает собаку не каждому желающему. И не сразу.

- Первым делом еду смотреть двор, - говорит она. - Многим не нравится, когда начинаешь задавать вопросы. Но я действую в интересах животного. Оно должно жить лучше, чем в приюте. По-другому никак. Я знаю, что здесь все накормлены, напоены и у каждого есть свой угол.

Что это за хозяева, если нет ни будки, ни забора, а во дворе бедлам. Как я могу туда отдать собаку? Бывает, и собакоеды к нам наведываются.

- Вообще, хороших людей много, - подвела итог Ирина. - Если раньше мне писали в эсэмэсках «Спасибо за помощь хвостикам», то сейчас уже смысл сообщений несколько изменился: «Спасибо за то, что даете надежду. Благодаря вам мы верим, что добро существует».

Суббота и воскресенье в приюте приемные дни (с 12.00 до 16.00). Приезжают все желающие выбрать себе питомца. Волонтеры выводят подопечных на прогулку. Собаки искренне радуются приходу людей и совсем их не боятся.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото автора.

Реквизиты для помощи:

  • карта Сбербанка 4276 8500 3688 8268;
  • «голодный» телефон 8-908-966-7747.

Поделитесь ...