Семья Татьяны Бобровой живет в старом одноэтажном бараке на улице Резервной. Здесь вечная сырость, а стены покрыты вездесущей плесенью, несмотря на то что борьба с ней идет постоянно. На 26 квадратных метрах ютятся она сама, муж Виталий, дочка Ирина и сестра Анастасия Папижук с сыном Артуром.


Татьяна, Ирина, Анастасия и Артур.

Живем в бане

Улица Резервная находится на самой окраине Уссурийска, в районе пятого километра. Она довольно протяженная, и найти на ней 25-й дом не так-то просто. Спутниковая карта показывает его далеко в стороне, отчего кажется, что расположен он просто в чистом поле.
Дом Татьяны, впрочем, как и все окружающие постройки, представляет собой унылое зрелище. В нем 15 квартир, но только шесть из них заселены. Остальные пустуют или время от времени принимают на постой лиц без определенного места жительства. У каждой проживающей в бараке семьи отдельный вход в жилое помещение и свой маленький дворик, огороженный высоким забором. В придачу ко всему у всех есть собаки - место здесь глухое и без четвероногого сторожа никак не обойтись.


Ул. Резервная, 25.

Напротив двора раскинулось бескрайнее поле с сухостоем в два человеческих роста. Раньше на этом месте были огороды. Но когда их стало затапливать, хозяева бросили свои земельные наделы. Татьяна, правда, некоторое время еще пыталась что-то делать: сажала огурцы и помидоры, ухаживала за ними, ждала урожай. Но после тщетных усилий смирилась с неизбежной потерей.

По словам Татьяны, до 1971 года в доме размещалась солдатская баня (кстати, этот факт подтверждают и соседи). Потом ее перепрофилировали, но о прошлом красноречиво напоминают сливы в полу каждой квартиры.

- Документального подтверждения этому нет, - пояснила Татьяна. - Была в архиве, мне сказали - все документы сгорели. Но я точно знаю, что еще мой дедушка мылся в этой бане.

Эх, путь-дорожка…

По улице Резервной проходит только один маршрутный автобус № 23, с интервалом в час-полтора. Регулярно зимой и летом. Единственный недостаток - первый рейс выполняется в 8 утра, когда в школе уже начинаются занятия. Из-за этого всем окрестным мальчишкам и девчонкам, а также их родителям, приходится решать дорожный вопрос самостоятельно. Кто как приспособится. Одни ходят пешком до пятого километра. Другие едут на своем личном автотранспорте. У кого есть лишние деньги и немного везения, пытаются воспользоваться услугами платных перевозчиков.

- Очень часто такси отказывается к нам приезжать, - добавила Татьяна. - Говорят, что наш район не обслуживается, и даже не утруждают себя объяснением причины. Есть, конечно, некоторые смельчаки, но и они останавливаются только на трассе, до которой еще около 200 метров пути.

По этой причине пришлось Татьяне обзавестись личным транспортом. Это как раз тот случай, когда автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Снежной зимой дорогу от дома до Резервной Бобровы с соседями расчищают сами. Если не хочешь опоздать на работу - встал пораньше и делаешь утреннюю разминку с лопатой наперевес.

В тесноте, да не в обиде

В квартире Бобровых нет печки - ее пришлось разобрать, так как от старости и постоянного переувлажнения она потихоньку разваливалась. Без нее стало даже лучше - освободилось дополнительное пространство, на котором тут же разместился уютный угловой диван.

Для отопления используется обогреватель. Квартира небольшая, и его вполне хватает на три смежные комнатушки.
Удобств нет никаких: туалет на улице, воду носят из колонки. Мусор вывозят за свой счет - складываются с соседом и заказывают машину.

Летом наступает сезон духоты и влаги, от которых спасает только кондиционер. Техника работает практически на износ - за день набегает два двадцатилитровых «терраковских» ведра воды.

- Главная наша проблема - это сырость, - с отчаянием говорит Татьяна. - Если бы не она, мы бы, наверное, и не боролись. Жили бы себе спокойно, пока дом не снесут или он сам не рухнет. У меня даже муж астмой заболел. Откуда берется влага, думаю, объяснять не надо. Все окрестные предприятия приподняли свои территории, а наш дом как стоял, так и продолжает стоять в низине. Сюда же стекает вся дождевая и талая вода.

Плесень и крысы

Раз в неделю семья делает генеральную уборку. Отодвигают мебель и методично замывают и затирают плесень. В ход идут все известные химикаты, но помогает это ненадолго. День-два, и стены снова зацветают разноцветным налетом. Плесень вездесуща. Она появляется повсюду, в том числе и на одежде.

Большая электрическая печка, которая в обычном доме могла бы спокойно служить лет десять, сгнила всего за два года. С виду новый холодильник Бобровы боятся двигать - его дно и примыкающие к стене части методично съедает ржавчина.

А еще дом подвергается ежедневной атаке вездесущих крыс. Они никого и ничего не боятся. Расставленные повсюду ловушки и мышеловки никогда не бывают пустыми.

- Проще, наверное, приручить их, чем бороться, - шутит Татьяна.

Кстати, живности у Бобровых хватает - дом стерегут два волкодава, а в террариуме живет двухметровый полоз.

А воз и ныне там

О том, что жить в доме нельзя, красноречиво говорят многочисленные экспертизы.

- Я хотела и по плесени экспертизу провести, но мне сказали, что в Уссурийске такую не делают, - сказала Татьяна.

С наступлением зимних морозов и весной, когда земля начинает таять, дом заметно «гуляет». На стенах появляются трещины, плохо открываются-закрываются оконные рамы.

Татьяна стоит в очереди на улучшение жилищных условий с 1992 года. Уже 27 лет - сдвига пока нет никакого. Три года назад от отчаяния женщина даже написала письмо президенту.

- Пришли люди из администрации и сказали: «Татьяна Александровна, идите в суд и тогда получите квартиру». Я так и сделала.

Суд состоялся. Было вынесено решение в пользу Бобровых: «Обязать администрацию Уссурийского городского округа предоставить Бобровой Татьяне Александровне и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 26,1 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям…». Но пока это решение не вступило в силу, так как администрация воспользовалась своим правом и подала апелляцию.

По словам Татьяны, ей как-то предлагали переехать в маневренное жилье, но она наотрез отказалась.

- Я хорошо знаю этот дом и что в нем творится. С сестрой-инвалидом и маленьким ребенком я туда ни за что не поеду. К тому же там такие квартиры, что наша по сравнению с ними просто дворец.

Свет в окошке

Сестра Татьяны, Анастасия Папижук, еще в десятилетнем возрасте (сейчас ей 27 лет) лишилась обеих рук. Произошел несчастный случай, о котором она не хочет вспоминать.

К повседневной жизни Настя вернулась только после пятнадцати операций и года пребывания в больнице. Потом был социально-реабилитационный центр. Она жила там, училась в школе и потихоньку привыкала к своему новому состоянию. Многие вещи со временем научилась делать ногами: ловко управлялась с компьютером и телефоном, рисовала картины, занималась тхэквондо и даже стала серебряным призером чемпионата мира в этом виде спорта. Так и жила.

Три года назад девушка стала мамой.

- Первые дни, конечно, ей было тяжело, - вспоминает Татьяна. - Я и в роддоме с ней отлежала положенный срок. Потихоньку, полегоньку она научилась ухаживать за сыном сама. Моет, кормит, одевает его.

Сейчас у Насти есть собственная квартира, которую ей дали по решению суда (до этого она жила на ул. Резервной, 25). С бытовыми трудностями девушка пытается справляться самостоятельно, но временами без посторонней помощи обойтись не может. Не удивительно, что она живет на два дома. Часть времени проводит у себя, часть у сестры, где у нее по-прежнему есть своя комната.

Глядя на то, как Настя ловко одевает на уличную прогулку трехлетнего сына Артура, невольно начинаешь улыбаться от восхищения и умиления. Сначала комбинезон, теплые носочки и сапоги, потом шапку и куртку. Получается очень ловко.

Анастасия необычайно позитивный человек. Несмотря ни на какие трудности, она держится молодцом и заряжает своим жизнелюбием всех окружающих.

- Она сильная, - говорит Татьяна. - Конечно, бывают дни, когда на нее нападает грусть или обида на весь мир. Но этот период никогда не длится долго. Глядя на нее, я и сама становлюсь сильнее.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото автора.

Поделитесь ...