Постановка кинофильмов или спектаклей без представителей этой редкой профессии практически невозможна. О своей работе «Коммунару» рассказала гример-постижер театра Восточного военного округа Мария Шеловилова.

049

Гример-постижер Мария Шеловилова в театральной мастерской.

Постижер - мастер по изготовлению париков, шиньонов, накладных усов, бород и бакенбард из натурального и искусственного материала. Слово происходит от французского postiche, что означает подделку или имитацию волос.

- Как вы пришли в профессию?

- Я долго искала себе занятие по душе. Работала официанткой, декоратором свадебных торжеств и даже балетмейстером. Пять лет назад увольнялась с должности администратора нашей ледовой арены. В день, когда мне отдали трудовую книжку, открыла газету с объявлениями. Первое, что попалось на глаза: «Требуется костюмер без опыта работы».

Позвонила. У меня спрашивают: «А кто вы по образованию?» Говорю, что парикмахер. Хотя, признаюсь честно, мне ни дня не довелось трудиться по специальности, полученной в лицее. И тогда в отделе кадров предложили попробовать свои силы в должности гримера-постижера.

- Расскажете про первые шаги на новой работе?

- Азы парикмахерского искусства я изучала во время учебы. А вот с гримом пришлось практически все начинать с ноля.

Что касается париков, то основы их изготовления давали в лицее. Например, как нарастить волосы с помощью заколок, сделать шиньон. Даже был предмет «Постижерные работы». Но без практики забылось даже то немногое, чему нас старались научить. Поэтому мне почти все пришлось познавать заново, разыскивать информацию от мастеров в Интернете.

- Случайно не вы вывешиваете пугающие людей надписи: «Куплю волосы»?

- Нет. Как правило, такие объявления дают московские фирмы. Но иногда и мы обращаемся к парикмахерам за помощью. Если клиенты согласны, они оставляют для нас длинные косы или хвосты.

- Сколько времени уходит на изготовление одного парика?

- По-разному. Говоря по правде, за все время от начала и до конца я собрала всего один парик. Обычно приходится мастерить накладные усы и бороды. И тут все зависит от сложности эскиза, который мне передает художник.

Для париков мы кое-что покупаем, что-то делаем уже здесь. Иногда собираем один парик из нескольких.

- В оформление какого спектакля вы вложили больше всего души?

- Пожалуй, это «Дюймовочка и принц». Там мне пришлось даже немного выйти за рамки своей обычной работы, придумывать и мастерить ободки для бабочек и жуков. Ведь когда делаешь артистам парики, приходится сразу прикидывать, как же их украсить. И мы на пару с художником создавали довольно необычные образы. Было интересно.

А самым запоминающимся стал спектакль «Одолжите тенора». Для него я впервые в жизни делала накладные бороды. Так как никогда не приходилось этим заниматься, на каждую пришлось потратить более недели.

- Какие плюсы и минусы есть в вашей работе?

- Мне нравится процесс подготовки к спектаклям. Особенно к детским. Нет такого, что пришел и монотонно делаешь одно и то же. Это творческий процесс.

А минус в том, что порой приходится задерживаться в мастерской допоздна.

Также меня порой удивляет, что даже у нас в театре есть люди, которые несколько брезгливо относятся к натуральным волосам. Не всем приятно прикасаться к ним.

- И много натуральных париков в мастерской?

- Нет. В основном мы используем искусственный материал, потому что с натуральным больше мороки. Парики собираются на тканевой основе, которая после воздействия воды часто деформируется. А сам волос, как и обычный, может ломаться. Ведь бывает, что не только в театре даем спектакли, но и вывозим их на гастроли. А это порой более 25 показов в год. Поэтому лучше использовать то, что практично.

Стираю постижерные изделия тоже по-особому. У меня часто спрашивают: «А почему не в машинке?» Дело в том, что после нее это будет один большой бесформенный клок волос. Поэтому беру тазик с теплой водой, развожу жидкое мыло и аккуратно мою руками. А после использую кондиционер для белья. Так они лучше расчесываются.

Если парик составной, с отдельной челкой или ушками, то их каждый раз перед стиркой приходится отпарывать, а потом вновь пришивать.

- Как часто ваши изделия требуют ухода?

- По правилам парики надо мыть через 10-15 спектаклей. Но я это делаю, как только они возвращаются ко мне в мастерскую. К примеру, наш волк в сказке «Большое сердце маленького Хрю» два часа почти без перерыва прыгает по сцене. Естественно, что исполнитель этой роли потеет. И оставить его наряд без стирки до следующего спектакля попросту негигиенично. А об артистах нужно заботиться.

- Почему на коробках с париками указаны по два имени?

- Они не только подписаны по имени персонажей, но и предназначены для конкретного человека. Например, у нас есть сказка «Принцесса Сабрина», где Мария Лойко и Дмитрий Ступников играют одну и ту же роль. Поэтому я изготавливала два парика - отдельно для Маши и Димы. Если режиссер сказал, что в спектакле будет двойной актерский состав, значит, мне предстоит вдвое больше работы.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива М. Шеловиловой.

Поделитесь ...