Сергей Корченко уже много лет работает в Мариинском театре оперы и балета во Владивостоке. Он рассказал «Коммунару», что изменилось в его профессии со времен Моцарта и откуда в пианино моль.

137

Сергей Корченко живет и работает в Приморье уже 18 лет.

Настройщик музыкальных инструментов - занятие настолько редкое, что таких мастеров в Приморском крае можно пересчитать по пальцам. Сергей Корченко уже много лет работает в Мариинском театре оперы и балета во Владивостоке. Он рассказал «Коммунару», что изменилось в его профессии со времен Моцарта и откуда в пианино моль.

Эталонная «ля»

Карьера наладчика «музыкальных душ» началась с работы учителем по классу гитары в музыкальной школе, впоследствии в трудовой книжке появилась запись «настройщик пианино и роялей», потом была филармония, а сейчас в ведении Сергея Николаевича находятся четырнадцать инструментов Приморской сцены Мариинского театра.

- Концертная настройка - это сложная и квалифицированная работа, которая обычно длится больше трех часов. Во время выступления все должно звучать идеально, - рассказывает Сергей Николаевич. - Отлаженный ряд звуков «разбивается» буквально в течение одного концерта, а иногда, если артист играл особенно бравурно и мощно, уже в антракте приходится подтягивать в инструменте какие-либо «уплывшие» звуки.

Настройка инструмента выстраивается от одной-единственной ноты ля, которую задает стальная вилочка - камертон. Во времена Моцарта инструменты звучали глуше, тише. Но современный мир требует больше ярких красок, так что сначала в Европе, а затем и в России струны инструментов стали натягиваться все более сильно и упруго. Так они звучат громче, звонче, а стальную вилочку сменил электронный камертон.

Не пускайте моль в рояль

Для музыкальных школ при настройке важно, чтобы инструмент не «разбалтывался» как можно дольше. А вот частные заказы поступают все реже. Новые пианино стоят дорого - 300-500 тысяч рублей. Старые же, оставшиеся со времен СССР, в большинстве своем способны выполнять лишь функцию предмета интерьера. Они сильно изнашиваются со временем, теряя свою музыкальную душу.

Самый большой их враг - несоблюдение стандартов температуры и влажности. Особенно в Приморье: летом приходят тайфуны, а зимой, если инструмент стоит возле батареи отопления, очень жарко и сухо. Поэтому пианино, сделанное из дерева, рассыхается и трескается. Еще один неожиданный вредитель - моль. Она может съесть не только шубы в шкафу, но и матерчатые соединения внутри инструмента. Чтобы он снова зазвучал, как раньше, потребуется серьезная реставрация.

Приходится заниматься и такими работами. Лучше всего проводить их в мастерской, но иногда специалист выезжает на дом, обвешавшись сумками с дрелями и прочим «железом», столярничает и даже красит.

В жизни старых инструментов решающее значение имеет качество. К примеру, в России дореволюционных времен была известная Санкт-Петербургская фабрика, мастера которой изготавливали пианино и рояли из особых пород дерева, завоевывая международные награды и конкурируя с европейскими инструментами. Некоторые из них еще сохранились, и их вполне можно восстановить до первоначального состояния. В Пушкинском театре во Владивостоке в холле стоит пианино начала 20-го века, на котором до сих пор играют. Там же нашел приют трофейный рояль, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны. Но реставрация - удовольствие недешевое. Обычно этим занимается целая команда профессионалов.

- Приобрести хорошее подержанное пианино сейчас практически невозможно, и все чаще их место в квартирах занимают электронные, которые не подвержены подобным стрессам и не нуждаются в настройке, - объяснил Сергей Корченко.- Но преподаватели музыкальных школ не рекомендуют ученикам заниматься на электропианино, так как у них синтетический звук. А у «живого» инструмента аудиоволна натуральная, благозвучно ложится на слух. Я никогда не видел, чтобы знаменитый пианист-исполнитель играл на электронном рояле в концертных залах.

Скорая музыкальная помощь

Сергею приходилось работать со многими артистами, которые выступали в Мариинском театре.

- Концертный рояль требуется настраивать несколько раз - до репетиций, перед концертом, - пояснил мастер. - Некоторые исполнители приезжают за неделю, а кто-то за день. Они могут заниматься сутками. Необходимо подстроить свой график и выбрать время, чтобы установить музыкальную связь между человеком и инструментом.

Особенно много работы было в «фестивальный месяц», с середины июля по август. Раньше во Владивосток приезжали на гастроли японские, корейские, китайские исполнители. В одном концерте их выступало четверо, все со своей манерой игры, и с каждым велась индивидуальная работа по настройке. Артисты - люди, тонко различающие грани эмоций и творчества, и иногда они просят специально сделать отклонения от стандартов, чтобы отчетливее высказать музыкальную мысль. Кому-то нужен более яркий тембр или более «матовый» звук, другому - необычное туше (прикосновение к клавишам).

А Денис Мацуев привозил с собой личного настройщика из Москвы, Владимира Спесивцева. Тот прошел специальные курсы в Гамбурге, где выпускают рояли «Стейнвей», и изучил все тонкости и секреты этого дорогого и серьезного инструмента.

Но все же в работе особенно запоминаются не известные имена артистов, а курьезные случаи.

- Довелось как-то настраивать инструмент в одной музыкальной школе перед концертом, - рассказал Сергей Корченко. - Вечером накануне я отладил рояль, проверил звучание и уехал. Исполнители начали репетировать, кто-то из них увлекся, играл настолько мощно, что разбил всю настройку в пух и прах. За три часа до концерта артисты остались без инструмента - один из звуков вылетел. Я получил звонок с просьбой о помощи, когда был в дороге, и пришлось сделать резкий разворот и надавить на газ. Буквально за пять минут до начала успел поправить непослушный звук, и концерт состоялся. После этого я понял, что хорошему настройщику, как скорой помощи, кроме слуха и рук жизненно необходим автомобиль.

Сергей Николаевич признается, что иногда ему кажется - все железки, деревянные детали и даже клавиши в инструменте имеют свой особый характер. Они бывают капризными, нетерпеливыми. Педали пианино могут «взбрыкивать», работая по своему собственному алгоритму. При долгом общении с одними и теми же инструментами мастер находит к каждому собственный подход, обрастает секретами, которых не найдешь в учебниках. Поэтому профессия настройщика хоть и становится все более редкой, но никогда не исчезнет совсем, пока существуют «живые» пианино и рояли.

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

Поделитесь ...