По сведениям приморских ЗАГСов, в 2021 году в нашем крае прошел настоящий бум по смене фамилий, имен и отчеств.

122

Иногда хочется взять и вырваться из бытовой круговерти, поменять абсолютно все в своей жизни: гардероб, работу, машину… Но кто-то в этом желании идет еще дальше и решает буквально стать совершенно новым человеком. Вплоть до данных в паспорте.

По сведениям приморских ЗАГСов, в 2021 году в нашем крае прошел настоящий бум по смене фамилий, имен и отчеств. По этому поводу приморцы обращались 220 раз - вдвое чаще, чем в предыдущие годы. В основном это было связано с делами семейными, а не из-за неблагозвучия. Но самый необычный случай произошел во владивостокском ЗАГСе, где девушка пыталась поменять отчество на матчество.

Да-да, теперь есть такое слово. Это когда при оформлении документов ссылаются на имя не отца, а матери: например, Еленовна или Ириновна. Есть и специальный термин для обозначения подобного юридического явления - матроним.

Сразу можно оговориться - вряд ли в ближайшее время среди нас появятся Анны Натальевны или Борисы Оксановичи. Согласно статье 58 Семейного кодекса, отчество ребенку дается по имени папы, если иное не предусмотрено национальными обычаями. В то же время после 14 лет человек имеет право поменять в паспорте собственные ФИО на какие угодно. И хотя ЗАГСы на практике регистрируют только отчества, образованные от мужских имен, кое-кто умудряется пробить брешь в многолетних традициях.

Сразу вспоминается случившаяся еще в 2012 году история с мужчиной, который уже в солидном возрасте решил стать Веро-Викторовичем, в благодарность обоим родителям за вклад в свое воспитание. Удивительно, но его просьбе пошли навстречу. Однако в основном записи «по матери» появляются в паспорте не в качестве уважения, а совсем наоборот. За каждым случаем свои истории: матери-одиночки, плохие отношения в семье, разводы и др.

Несколько официально зарегистрированных в нашей стране матронимов в паспорте - результат юридической лазейки. Отчество может быть образовано лишь от мужского имени, осталось найти нужное в словарях мира.

Если маму зовут Александрой, Валентиной, Евгенией, Валерией, Викторией, никаких проблем вообще не возникает. Матчество в этом варианте будет совершенно привычно уху. В других случаях приходится подготовиться. Так, Мария из Томска, которую ее мужчина бросил сразу после объявления о беременности, смогла назвать дочь Елизаветой Марьевной, приведя в качестве аргумента писателя Эриха Марию Ремарка и древнеримского полководца Гая Мария. Альмира из Свердловской области передала свое имя дочери, сославшись на распространенное мужское «Альмир». Катерина из Санкт-Петербурга уже во взрослом возрасте стала именоваться по матери - Раисовна, доказав, что Раисами называют и мужчин в том числе.

Конечно, при желании можно практически под любую ситуацию подобрать факты. Например, кроме Анастасии существует и Анастас, так что Настьевна (или Анастасиевна) - вполне рабочий вариант. Есть казахское имя Елен для тех, кто рискнет стать Еленовной, а ирландское Ирин - находка для будущих Ириновичей. Но стоит ли это делать? Судя по реакции в обществе, подавляющее большинство людей очень плохо относятся к подобным заменам, связывая с глупостью родительниц и психологическими травмами, и предрекают «маменькиным дочкам и сынкам» серьезные проблемы как в детской, так и во взрослой жизни. «Это все равно, что приклеить к ребенку ярлык «безотцовщина» и сообщать об этом всем вокруг при первом знакомстве», - считают пользователи Интернета. «Это унижение роли отца в семье!» - восклицают другие. Пару лет назад на сайте общественных инициатив появлялось предложение узаконить матчества, но сразу же набрало в три раза больше голосов «против», чем «за».

Хотя если обратиться к мировой истории, не все народы настроены к матронимам так категорично. Они широко использовались в скандинавских странах, а в Испании ребенку при рождении до сих пор присваиваются сразу две фамилии - мамы и папы, то же происходит с именами. В Индонезии, Вьетнаме и на Филиппинах отчество по матери - обычное дело. И даже в российской истории оно было распространено, если ребенок был внебрачным отпрыском прославленного рода. К примеру, у князя Ярослава Осмомысла был сын по прозванию Олег Настасьич, которому он даже завещал княжение в обход прямых наследников. Правда, правил тот буквально несколько дней - свергли бояре.

Во Владивостоке девушке в матчестве отказали. В уссурийском ЗАГСе такой вопрос возник только один раз более четырех лет назад и тоже остался без удовлетворения. Видимо, подобные случаи будут единичными, так же, как странные имена, которыми родители в разное время пытались назвать своих детей - Дельфин, Пороф (Позор российскому футболу), Прахлада (именно так, через «а»), Тутанхамон (так назвали девочку в Ростове), Приватизация, Кукуцаполь и, конечно, всем известный БОЧ рВФ 260602, который уже двадцать лет пытается получить хоть какие-то документы на свое имя.

Оксана СЕЗИК.

Поделитесь ...