Все чаще авторское право уходит, что называется, «налево».

025

Несколько лет назад один инстаграм-блогер снял видеоролик о гололеде во Владивостоке: съехавший с горки неуправляемый автобус «собрал» за собой целый ряд машин.

И вот в этом году он попытался разместить его в Интернете еще раз и был немало удивлен, когда ему отказали с формулировкой «Нарушение авторских прав». Какой-то американский сайт зарегистрировал авторство, оставив непосредственного свидетеля событий за бортом.

Казалось бы, что нам проб-лемы этих блогеров? Но подобные интеллектуальные игры становятся чуть ли не приметой времени. Все чаще авторское право уходит, что называется, «налево».

Всем приморцам помнится история с конфетами «Птичье молоко», разработанными на фабрике «Приморский кондитер». Права на торговую марку зарегистрировала за собой московская фабрика, заодно попытавшись отсудить у приморцев 135 млн рублей за незаконное использование оригинального названия. Итог известен: произведенные в нашем крае самые вкусные «Птички» сейчас называются конфеты «Приморские». Хорошо хоть, совсем не исчезли.

Но еще удивительнее то, что неизвестно кому начинают принадлежать права на национальное и культурное достояние. К примеру, советские песни. Правда, это касается пока только популярного видеохостинга. Открыв в Интернете композицию «День Победы» в исполнении Муслима Магомаева, с удивлением видишь, что его лицензиары - американская (Merlin) Danmark Music Group (от лица компании WMAVA), LatinAutor и еще несколько авторских сообществ. Пронзительная «Священная война» принадлежит Polaris Hub AB, CMRRA и Wise Music Group.

Да что там говорить! В начале 2021 года этот сайт подарил американской компании BMI (Broadcast Music) права на российский гимн. Правда,
после разразившегося скандала музыкальный символ страны вернули в открытый доступ, но осадочек остался.

«Прихватизировать» пытаются не только конфеты и песни, но даже праздники! Тому доказательство - спор между администрацией Владивостока и фондом «Феникс», который заявил свои права на День тигра. Именно этот фонд в 2000 году впервые выступил инициатором проведения праздника, а теперь зарегистрировал торговый знак. Отныне все организации, которые хотят поучаствовать в Дне тигра, обязаны заключить с фондом соглашение на использование названия. То же самое касается транспарантов, баннеров и прочей символики. Интересно, а с детишек, которые традиционно разрисовывают лица под тигрят, надевают рыже-полосатые костюмы и весело скачут на параде, тоже будут брать плату? Этакий налог на хорошее настроение?

Если так пойдет дальше, еще немного, и какой-нибудь оборотистый человечек зарегистрирует на себя Новый год. Оформит авторство на предпраздничный ажиотаж, право на традицию пить шампанское, лицензирует кремлевские куранты и будет предъявлять штрафы в детских садах за новогодние утренники. Уже идут первые юридические битвы за образ Деда Мороза, а там дойдут до елочек, фонариков и фразы «С Новым годом!», на которую понадобится оформить спецразрешение.

Конечно, это шутка из области ночных кошмаров. Но, если говорить откровенно, многие товары, которые мы привыкли считать исконно родными, российскими, на самом деле давным-давно принадлежат иностранным компаниям. Марка шоколада «Россия – щедрая душа!» и пломбир «48 копеек» проданы компании Nestle, «Коркунов» - Mars. Косметика «Чистая линия», «Сто рецептов красоты», «Черный жемчуг» - собственность нидерландско-голландского концерна Unilever. Марка молочной продукции «Простоквашино» выпускается французским Danon. И даже пенные напитки «Балтика» и «Жигулевское» накрыл своим крылом датский Carlsberg.

А может, нам, горожанам, тоже не стоит ждать? Пойти и совместно оформить авторское право на слово «Уссурийск». Вдруг кто-то раньше подсуетится, и имя города тоже уйдет «налево»...

Оксана СЕЗИК.
Иллюстрация автора.

Поделитесь ...