Дефицит специалистов в сельском хозяйстве - отдельная и больная тема для Приморья.

На недавно прошедшем в Уссурийске «Дне поля» представители власти, сельхозпроизводители и педагогические работники обсудили за круглым столом проблемы кадрового голода на селе.

068

КУДА УХОДИТ МОЛОДЕЖЬ?

- Сегодня нам важно показать молодым людям, что такое современное сельское хозяйство. Сейчас в нем сплошь и рядом используются IT-технологии. Множество процессов автоматизированы и роботизированы. Чтобы работать со всем этим, нужны люди, которые не просто знакомы со спецификой Дальнего Востока, но и получили глубокие знания, прекрасно ориентируются в научных достижениях. Поэтому настало время отходить от прежних канонов обучения и готовить специалистов будущего, - высказался ректор Приморской ГСХА Андрей Комин.

На круглом столе, посвященном вопросам приобретения студентами профессиональных компетенций, он с сожалением констатировал, что, по данным статистики, средний возраст работающих в селе составляет 57 лет. При этом в России всего четыре вуза готовят кадры для аграрной промышленности. Да и то большая часть их выпускников не идет работать по специальности, а оседает в городах.

- Перед нами остро стоит проблема: как создать для молодежи такие условия, которые будут не хуже, чем в городе. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы работа на земле вновь стала престижной. Это трудный и серьезный вопрос, и не может быть решен в одночасье, - убежден ректор.

Он признался, что часто сельхозпроизводители ищут для работы молодых специалистов. Но обеспечить им достойные условия, чтобы удержать, не хотят. В качестве примера привел случай из практики, когда выпускницу вуза пригласили на одну из приморских птицефабрик. Но комнату ей выделили в общежитии для осужденных колонии-поселения. Девушка сбежала через несколько дней.

По мнению Андрея Комина, из этой ситуации есть несколько вариантов выхода. Один из них - целевая подготовка студентов, когда предприниматель получает не только нужного ему специалиста, но и несет определенную социальную ответственность, предоставляя ему жилье, работу, возможность создать семью, воспитывать детей.

Он привел в пример Республику Беларусь, аграрную страну, в которой для молодежи в селе стараются создать максимально комфортные условия. Постепенно такой подход начинает применяться и в России. Уже сейчас выпускник вуза, возвращаясь в место своего проживания, получает от государства надбавку к зарплате в размере 12 тысяч рублей. Если же он перебирается в глубинку, сумма увеличивается до 22 тысяч. Это хоть и небольшой, но все же стимул. А на Сахалине опробован метод обустройства агрогородков, когда сельхозпредприятия строят для своих работников жилье и сопутствующую инфраструктуру.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД

Тем временем сельхозпроизводители признают: сельчане работать в поле не очень-то и хотят. Остро ощущается нехватка овощеводов, скотников и трактористов, а специалисты с профильным образованием и опытом работы вообще на вес золота.

Как рассказал представитель краевого минсельхоза Владимир Калиновский, чтобы частично покрыть потребность в рабочих руках, приходится привлекать к полевым работам студентов Приморской ГСХА. В этом году была сделана попытка задействовать ребят из регионального отделения «Российских студенческих отрядов», но не вышло. Стройотрядовцев не хватило даже на то, чтобы закрыть потребности предпринимателей в строительном секторе. Соответственно, до села никто из них не доехал.

Последнее время сельчан выручает система ГУФСИН, направляя по заявкам сельхозпроизводителей в поля осужденных к исправительным работам. Но и этих людей не хватает. Логично, что пустующую нишу на рынке труда постепенно заполняют мигранты.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

В Приморье в аграрном секторе заняты около 7,5 тысячи иностранцев. И это только те, кто работает официально, без «серых» схем. При этом межведомственная комиссия не согласовала возможность трудоустройства граждан КНР по рабочим специальностям. А набор высококвалифицированных специалистов из Поднебесной производится только с разрешения Министерства сельского хозяйства РФ.

Впрочем, современные жители китайской глубинки и сами не спешат на заработки в Россию. Ведь на родине правительство стало поощрять их и выплачивать дотации за освоение и разработку земель.

- Структура трудовой миграции меняется. В 2013 году гражданам дальнего зарубежья выдавалось 26 тысяч патентов, а жителям стран постсоветского пространства - 10 тысяч. В 2019 году получилась обратная картина. Поэтому рассчитывать на азиатско-тихоокеанский рынок труда сейчас не стоит, - высказался директор ООО «Трудовые ресурсы» Николай Дега.

Он отметил, что пандемия коронавируса и ограничения на пересечение границ за последние два года внесли свои коррективы. Сейчас основная масса трудовых мигрантов приезжает в Приморье из Узбекистана. Но беда в том, что многие из них, вырвавшись из села, не хотят вновь возвращаться к полевым работам.

Кроме того, иностранцы теперь перестали дешево продавать свой труд. Вокруг России множество стран, где точно так же ощущается нехватка кадров.

- Если еще несколько лет назад граждане Северной Кореи были готовы по 12 часов проводить в поле и жить в спартанских условиях, то теперь таких найти непросто. Сейчас они предварительно отсматривают фото и видеоматериалы, чтобы узнать условия, в которых им придется находиться, требуют гарантии. Таковы нынешние реалии, - развел руками руководитель кадрового агентства.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...