В прошлом в Уссурийске было множество предприятий самой разной направленности.


Фото из архива «К».

Работали заводы, процветала пищевая промышленность, и даже одеждой и обувью город мог обеспечить себя самостоятельно.

А как сейчас в Уссурийске обстоит дело с легкой промышленностью? С этим вопросом мы обратились к начальнику управления экономического развития администрации Уссурийского городского округа Елене Андреевне Делиу.

«За последние несколько лет нам не предоставлялось сведений ни об одном крупном или среднем предприятии легкой промышленности. Но это не значит, что их нет совсем. В городе ведут деятельность небольшие ателье, цеха, фабрики - микропредприятия, которые создают модели одежды и продают их в собственных фирменных магазинах, - рассказала Елена Андреевна. - Их могло быть и больше, ведь в городе есть резервы для работы на швейном производстве, многие обладают профильным образованием. На фабрике «Мичиган Раша», к примеру, трудилось почти шестьсот человек. Но большое количество одежды и обуви завозится из Китая. Китайские предприниматели работают более мобильно и за ними довольно сложно угнаться».

В поисках представителей малого бизнеса, занимающихся пошивом одежды и обуви, пришлось пройтись по улицам нашего города в поисках фирменных магазинов. С руководством фирм «Тавифа» и «Джейн», чья продукция хорошо известна покупателям, пообщаться не удалось - в одной молчал телефон, в другой на свой запрос ответа я так и не дождалась. Известный ранее цех по пошиву головных уборов, владеющий магазином в центре, в данный момент прекратил свою работу.
Зато охотно пошли на контакт и рассказали о своем производстве фирмы «Твой стиль» и «Все яркие».


Швейные предприятия «Все яркие» и «Твой стиль» специализируются на создании стильной, удобной и недорогой одежды из качественных материалов.


Директор предприятия «Твой стиль» Ульяна Стещенко на расспросы «Коммунара» ответила, что свою работу они начали с маленького ателье в 2006 году и сразу сделали упор на женский ассортимент. За годы работы было выпущено более 2600 моделей. Сейчас в пошивочном цехе трудятся двадцать человек, продукция продается в трех магазинах Уссурийска и Артема. В сложный период пандемии, когда спрос упал, производство быстро перенастроили на пошив защитных масок, которые шьются и реализуются до сих пор.

К сожалению, о расширении компании сейчас говорить не приходится - больно бьет по карману повышение налогов и разнообразные новшества законодательства, соблюдение которых стоит немалых денег, к примеру, маркировка товаров. Все это тормозит развитие предприятия, так как на фоне пандемии покупательская способность и спрос сильно упали.

Наталья Маркина, директор швейного предприятия «Все яркие», охарактеризовала ситуацию коротко и емко: «Телега скрипит, но едет».

- Мы начинали работу пятнадцать лет назад с небольшого ателье, в штате было всего четыре сотрудника. Сейчас же у нас в коллективе почти 30 человек, три модельера. Мы производим сертифицированную женскую одежду под своим брендом «Все яркие». Упор делаем на модную, стильную и в то же время недорогую одежду, шьем в основном из трикотажа производства Южной Кореи.

У предприятия три собственных и сеть партнерских магазинов в Уссурийске, Владивостоке, Большом Камне. Несмотря на тяжелый год, в 2020-м мы совместно с нашими партнерами открыли магазин в Чите и Ставрополе, - рассказала Наталья Маркина. - А также нам удалось удержать предприятие, сохранить коллектив. Шили востребованные аксессуары для лица, благодаря чему собирали деньги на зарплату, налоги. Когда закрыли магазины, мы наладили торговлю онлайн, доставляли товар на дом. Очень помогла и господдержка, пусть не очень большая, которую мы получили.

Одним из моментов, потребовавших пристального внимания, стало введение QR-кодирования, маркировки товаров. Но мы прошли эту процедуру, освоили очень много программ, закупили дополнительное оборудование. Было тяжело, но справились.
Другой серьезной проблемой стала логистика. Сложилась очень тяжелая ситуация с доставкой сырья. Раньше раз в месяц я выезжала в командировку в Южную Корею, где отбирала ткани и интересную фурнитуру на заводах, фабриках, складах. Сейчас границы закрыты, работаем с поставщиками онлайн. Иногда возникают проблемы, например, как сейчас. Пытаемся разрешить вопрос с большой партией сырья, которая стоит в очереди во Владивостокском морском торговом порту.

Один вопрос очень тревожит - в такое нелегкое время слишком уж большая налоговая нагрузка на предпринимателей. Тяжело просто выживать, сложно развиваться. Хотелось бы, чтобы это бремя облегчили для производственников, тогда и легкая промышленность начнет возрождаться.

Оксана СЕЗИК.

История вопроса

Было и прошло

Середина прошлого века стала периодом расцвета легкой промышленности в Уссурийске. В городе находилась швейная фабрика «Работница», где в лучшие времена трудилось около 900 человек. Свою деятельность предприятие начало в 1927 году, во время войны выполняло заказы фронта, а в мирное время снабжало население добротной и красивой одеждой. Фабрика построила несколько жилых домов, детский сад, имела магазины и филиалы в Ляличах, Новошахтинском и Чернятино, обеспечивая людей работой.

В 1965 году начал выпускать первую продукцию уссурийский кожевенно-обувной комбинат. Он занимался производством жестких и юфтевых кож и пошивом обуви, имел целый ряд подсобных производств, а коллектив достигал трех тысяч человек.
Суровые 90-е годы существенно подорвали базу этих крупных предприятий, но они продержались до начала двухтысячных и прекратили свое существование практически одновременно - осенью 2004 года. И фабрика, и комбинат были признаны банкротами, и если главный корпус «Работницы», находящийся в центре города, сейчас занимает популярный ресторан, то цеха кожкомбината стоят заброшенными и производят гнетущее впечатление.

На смену гигантам легкой промышленности в 90-е и 2000-е годы пришли небольшие кооперативы и пошивочные цеха, которые хоть и не обладали такой мощностью, но активно внедряли в производство новые модели, следя за веяниями моды и ориентируясь исключительно на спрос. Но им было нелегко угнаться за открывшимся потоком товаров из Китая. Соседи везли яркие, модные и дешевые вещи, которые, конечно, не могли служить годами, но этого от них и не требовалось.

Один из последних периодов подъема легкой промышленности в городе пришелся на начало двухтысячных годов, когда в Уссурийске открылась корейская фабрика «Мичиган Раша». В то время Корея активно заходила на рынок Приморья, рассчитывая на дешевую рабочую силу. В Россию завозились ткань, фурнитура и нити. В Уссурийске из них шили трикотажные изделия и отправляли на экспорт в Америку.

К сожалению, владельцы бизнеса не учли реалий российского рынка. Хотя на фабрике были организованы бесплатная доставка до места работы и горячий обед, работники были недовольны строгой дисциплиной и большим планом, а работодатели - частыми перекурами и воровством продукции, которая была запрещена к реализации в России, но тем не менее каким-то образом регулярно продавалась из-под полы. В 2007 году руководство фабрики приняло решение свернуть производство.

Поделитесь ...