В 60-70-х годах была в «Коммунаре» сатирическая страничка «Еж», которая вскрывала недостатки в жизни города. Этакая газета в газете. Торговля, общепит, бытовое обслуживание, производство, общественный транспорт, культура, искусство - для острых перьев авторов колючей рубрики не существовало запретов (за исключением работы органов власти и охраны правопорядка).


Волшебник-недоучка

Листая подшивку «К» за 1968 год, я наткнулся на фельетон с интригующим заголовком «Как он стал женщиной» (автор
Л. Панина).

На поверку все оказалось весьма прозаично. Некий житель Уссурийска, обладающий лысым черепом и густой бородой, зашел в фотоателье № 2, расположенное на рынке, чтобы забрать свои фотокарточки. Зайти зашел, а вот выйти не торопился. То, что он увидел на снимках, повергло его в настоящий шок. Степенный и солидный человек куда-то запропал - вместо него с фотографии глядела женщина с наимоднейшей прической. В ушах блестели сережки, на шее - ожерелье. «Господи! - вскричал он. - Что вы со мной сделали? Верните мне меня».

Рядом с мужчиной причитала шокированная клиентка. На ее фотоснимке красовалась странная личность с лысиной и длинной бородой. Фотография еще одной дамы пестрела многочисленными отпечатками пальцев.

Все трое обрушили свое негодование на мага-фотографа. Но тот нисколько не смутился и стал спокойно объяснять, что и откуда взялось.
«Все очень просто. Берется обыкновенная пленка, заряжается в фотоаппарат. Фотографируется один клиент. Потом второй. Гибрид готов. Вся трудность заключается в том, чтобы не забыть сфотографировать на один кадр двоих клиентов. С отпечатками на лице дело проще. Для этого достаточно взяться за сырую пленку рукой. Вот, посмотрите мои негативы. Они «обработаны» таким способом. Только ретушер иногда подводит. Возьмет да и счистит на некоторых негативах отпечатки».

То есть «мастер» оказался обыкновенным разгильдяем, и взывать к его совести было бесполезно. Но и сделать запись в книге жалоб разгневанным клиентам тоже не удалось. Как раз в этот момент кассир ушла в контору за квитанциями.


Ребенок в коробке

Другой уссуриец неожиданно столкнулся с дефицитом детских кроваток. Эту историю поведал читателям В. Прицкер в фельетоне «Ребенок в коробке».

Началось все с того, что в большой семье Михаила Васильевича Бородулина стало на одного человека больше - родилась внучка. Счастливый дедушка решил сделать сюрприз. Придет дочка из больницы, а дома внучку дожидается детская кроватка. Вот она обрадуется!
С этими мыслями отправился Михаил Васильевич в филиал универмага на улице Краснознаменной. «Кроваток нет, - сухо сказала продавщица, - а когда будут - неизвестно. Обратитесь в другой магазин».

Пошел дальше. И снова повторилась та же история.

Поначалу в душе Бородулина еще теплилась надежда найти необходимый товар. Но после безрезультатного посещения энной торговой точки он окончательно потерял веру в отечественную торговлю. «Теперь, уже не здороваясь, он прямо с порога спрашивал о детских кроватках. И везде, как сговорившись, продавцы отвечали: «Нет».

Измученный бесконечными мытарствами, черствостью и равнодушием продавцов, Михаил Васильевич вернулся домой. Через некоторое время пришла пора дочери возвращаться из роддома. «Сами понимаете, что радости было много. Одно только огорчало и заставляло призадуматься: а куда же ребенка положить?» - пишет автор.

И тогда Бородулин нашел остроумный выход из сложившегося положения. Под детскую кроватку он приспособил… картонную коробку от радиоприемника (в то время они были довольно внушительных размеров).

Подводя итог, автор задался вполне справедливым вопросом: «Только дальше как быть? Ведь ребенок-то растет не по дням, а по часам. Неужели придется заказывать коробку большего размера или ждать, когда на помощь придут работники торгующих организаций?».

Соседа съел тигр

Историю о тигре, живьем съевшем человека в центре Уссурийска, наверняка слышали все. Прозвучала она прошлым летом в передаче «Время покажет» на Первом канале.

После этого соцсети Приморья буквально взорвались от негодования. Большинство наших земляков пришло к единому мнению, что жители центральной части России не знают и не понимают, чем и как живут дальневосточники.

Тем не менее случаи нападения тигров на людей в крае действительно были, причем нередко. Жертвами хищников становились охотники, рыбаки. Но происходило это всегда в глухих местах, рядом с тайгой. Совсем не на улицах города.

В одном из номеров «К» за 1968 год была напечатана заметка инженера отделения железной дороги Ю. Хвостова о его знакомстве с полосатым хищником. Самого тигра он, правда, не видел, но ему вполне хватило и его следов, чтобы бежать из леса без оглядки.
Накануне прошли обильные дожди, а потом сильно пригрело солнце. Самая что ни на есть грибная пора. Договорившись с соседом и прихватив жену,

Хвостов отправился ранним утром в путь.

«Сразу за городом - лес, цепи сопок, лощины, распадки. Тишина и густой туман предвещали жаркий день», - так красочно описал автор начало путешествия. Ехали они на мотоциклах по размытой водой дороге. Потом какое-то время шли пешком, пока наконец не добрались до места, где, по предположениям, должно было быть много грибов и минимум конкурентов. Точного места автор не указывает, но, по всей видимости, дело было где-то в окрестностях Уссурийска.

Неподалеку находился заповедник, поэтому в процессе поиска подосиновиков, боровиков, маслят грибники видели много следов лесных обитателей. Изюбры, косули, кабаны. «Над макушками деревьев пролетела пара длинноклювых вальдшнепов. Из-под самых ног выпорхнул рябчик и скрылся в листве дубняка. Промчался заяц-русак».

Так неторопливо они вышли на хребет сопки. Спустились до середины склона и вдруг тишину нарушил встревоженный голос жены: «Юра! Скорее сюда! Следы тигра!». Досадуя на пугливость жены, Хвостов стал подниматься в гору…

«На сырой земле, в направлении к вершине, четкие, сантиметра по три-четыре глубиной и в два кулака диаметром, кошачьей формы следы. В безветрии еще не разошелся специфический запах, какой бывает в зверинце. В одной из вмятин чуть заметно выпрямляется пригнутый стебелек травы. Сомнения рассеялись. Только что прошел тигр!»

Рассказчик не подумал приукрашивать свое хладнокровие. «Нет! Чего греха таить. По телу пробежали мурашки. Стало прохладно, хотя до этого было жарко… Будь неладны такие грибы!»

История умалчивает о дальнейшей судьбе соседа. Изливая свои переживания, Ю. Хвостов почему-то напрочь забыл о нем. «Спешно собравшись, мы уехали домой», - пишет он. Если под всеобъемлющим местоимением «мы» он подразумевал не только себя и жену, тогда все понятно. А если нет, то в таком случае несчастный сосед и есть тот бедолага, которого тигр съел живьем… в Уссурийске.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото автора.

Поделитесь ...