Резонанс на материалы «Останемся без МЖК» от 28 мая 2020 года и «Завод закрыли, завод открыли» от 11 июня 2020 года.

009

В годы расцвета Уссурийский масложировой комбинат выпускал около 12 тысяч тонн растительного масла.

В редакцию «К» обратились ветераны бывшего Уссурийского масложирового комбината.

Лидия Александровна Вишнепольская:

- В газете «Коммунар» вышли статьи о предстоящей ликвидации Уссурийского масложирового комбината, которому лично я отдала 30 лет. Хорошо помню, как прошлой весной на чествовании в администрации, приуроченном к 92-й годовщине со дня образования предприятия, власти округа заявили о востребованности выпускаемой им продукции. Прозвучали красивые слова о профессионализме руководства и сотрудников, гарантирующих, что мы отметим и 100-летний юбилей комбината. А через полгода поползли слухи о его закрытии из-за нерентабельности и огромной задолженности. Как такое возможно?

Еще больше меня и других ветеранов МЖК задела следующая фраза, цитирую: «Холдинг намерен избавиться от проблемного объекта». На комбинате я работала в отделе сбыта и не понаслышке знаю, сколько выпускалось продукции. Ежегодно мы производили и продавали около 12 тысяч тонн растительного масла, 65 тысяч тонн соевого шрота, 24 тысячи тонн маргарина, тысячу тонн майонеза, до девяти тысяч тонн туалетного и 14 тысяч тонн хозяйственного мыла и до 60 тонн пищевых фосфатидов, которые используются в кондитерской промышленности. Соевый шрот импортировали на Кубу, в Венгрию, Финляндию. А также отправляли на Уссурийский мелькомбинат, где функционировал комбикормовый завод. Его продукция поставлялась на местные животноводческие фермы и в зверосовхоз, где выращивали норок.

Работали на местном и привозном сырье, поступавшем из-за границы. На хранение в силосы нашего элеватора закладывалось до 300 тысяч тонн сои. Теперь масличную культуру выращивают на приморских полях. Поэтому возникает вопрос: почему вдруг стало невыгодно выпускать свое растительное масло? Учитывая, что крупнейшим в крае производителем бобовых считается АО «Примагро». Компания входит в ГК «Русагро», контролирующую ООО «Приморская соя», которому принадлежит масложировой комбинат. Неужели нельзя обеспечить свое же структурное подразделение сырьем по приемлемым ценам?

Такие же нестыковки и с заявлением о невостребованности соевого шрота из-за слабого развития животноводства на Дальнем Востоке. У нас немало животноводческих предприятий, а судя по публикациям в прессе, в ближайшей перспективе в Михайловском и Спасском районах будут запущены несколько свиноводческих комплексов. То же «Примагро» скоро введет в эксплуатацию комбикормовый завод.

Уссурийский масложировой комбинат работал в войну, пережил разруху, перестройку, выстоял в лихие 90-е. Считаю, что местным и краевым властям необходимо приложить максимум усилий и не допустить банкротства одного из старейших предприятий города, да и всего Приморья.

Лидию Александровну поддержала Татьяна Леонидовна Омельченко, отработавшая на комбинате 35 лет:

- Горько осознавать, что история нашего комбината может так печально закончиться. Как главный технолог, я принимала непосредственное участие в закупках оборудования для модернизации предприятия, первый этап которой начался в 2007 году. В результате появился новый майонезный цех с тремя импортными автоматическими линиями для расфасовки продукции. Вручную там только склеивали картонные коробки и вывозили товар. Затем был реконструирован маргариновый цех, следом заменена часть оборудования на заводе по производству масла с установкой новых фильтров и системы очистки. На эти цели израсходовали около миллиарда рублей. Следующая волна модернизации пришлась на 2015 год с образованием ООО «Приморская соя».

Прошло совсем немного времени, и перспективное предприятие, на котором установлено новое оборудование, хотят закрыть. При этом в другом районе города планируется строительство аналогичного завода. Где логика? Стыдно за действия нынешнего руководства. Прикрываясь надуманными причинами, оно избавляется от комбината только из-за отсутствия господдержки.

К бывшим коллегам присоединилась Тамара Викторовна Богданова, возглавлявшая в свое время отдел труда и заработной платы МЖК и около 15 лет являвшаяся председателем профсоюзного комитета:

- Решение о закрытии комбината - горькая пилюля для нас, ветеранов. Комбинат начался с небольшой маслобойни и за короткий срок превратился в огромное производство, снабжавшее своей продукцией весь Дальний Восток. Его история тесно связана с людьми, ведь в годы расцвета здесь работало 1800 человек (в последние годы всего 300). Причем зачастую вслед за отцом и матерью на предприятие приходили дочери, сыновья, а потом и внуки. Семейных династий было очень много: Куприенко, Сивак, Сергеевы, Носковы, Козодой, Бойко, Пастуховы и др. Мои родители тоже познакомились на МЖК, общий трудовой стаж нашей семьи составляет 120 лет.

На комбинат устраивались иногда сразу после школы и позже получали специальное образование. Обучение в профильных институтах и техникумах в Краснодаре, Москве, Казани и проезд туда полностью оплачивались предприятием. Бесплатно предоставлялось жилье. Многие многоэтажки в ближайших от МЖК кварталах построены хозяйственным способом. Кроме того, в районе с. Раковка располагалось большое подсобное хозяйство с животноводческой фермой, хлебопекарней, полями, ягодниками и даже пасекой. Часть производимой продукции поступала в столовую комбината, остальное распределялось среди работников. А еще были ведомственные детский сад с ясельной группой и пионерский лагерь, причем путевка туда стоила копейки. О такой социальной поддержке сейчас можно только мечтать.

Неудивительно, что сообщение о банкротстве комбината расстроило многих ветеранов. Мы не хотим этого и настаиваем на принятии срочных мер на краевом и даже федеральном уровне.

Записала Елена АБРАМОВА.
Фото из архива «К».

Поделитесь ...