Тайфуны стали настоящим бичом Уссурийска со дня его основания. Поселение раскинулось на равнине, в пойме нескольких рек. Впоследствии это стало причиной серьезных наводнений, человеческих жертв, разрушений, гибели скота и урожая.


О самых первых городских потопах рассказывает книга уссурийского старосты Василия Калинина «Краткий исторический очерк города Никольска-Уссурийского», вышедшая в свет более 100 лет тому назад и несколько раз переизданная. Мы же решили вспомнить, какими бедами оборачивался сезон тропических циклонов для города в ХХ веке.

Имперский период

Первое небывалое наводнение столетия настигло Никольск-Уссурийский с 7 по 9 августа 1900 года. Разливом рек затопило пашни, покосы и постройки; уничтожило все посевы и скошенное сено, разрушило дамбу и мост, соединявшие город с вокзалом.

Спустя 10 лет непрерывные осадки на корню сгубили урожай. В годовом отчете начальника Суйфунского участка Холодцова за 1910 год говорилось: «Дожди шли с 26 по 31 июля […] В Красном Яре затопило 508 десятин земли, засеянной хлебами и огородными овощами. Почва на полях оказалась настолько заболоченной, что не представлялось возможным даже жать хлеба машинами, так как лошади вязли в глинистой почве и не в силах были тащить жатвенные машины».

Большой силы наводнение обрушилось на юг и юго-восток Приморской области в 1914 году. Тогда от него погибло 192 человека, более 2,8 тысячи голов скота, было разрушено 476 строений, снесено потоками до 46,1 тысячи десятин посевов.

На заре Советской власти

Свой след в истории Уссурийска оставили тайфуны, обрушившиеся на город уже после вхождения Приморья в состав РСФСР.

Осенью 1925 года наводнение разрушило железнодорожный путь в нескольких местах уссурийского участка железной дороги. Стихия смела несколько мостов. К счастью, урожай к этому времени был почти собран, хотя водой залило огромные площади.

Наиболее точно циклическая природа сезонных циклонов была раскрыта широкой публике в книге «Наводнение 1928 года в Дальневосточном крае». В ней говорилось: «Крестьяне, прожившие в Уссурийском крае и Южном Приморье более 30-40 лет, скажут прежде всего, что наводнения, захватывающие небольшие участки, здесь повторяются чуть ли не ежегодно, а большие губительные наводнения, захватывающие десятки тысяч кв. км, повторяются в среднем через три или четыре года». К слову, весь доход от издания пошел на помощь пострадавшим.

Поколение, закаленное в боях

После Победы на приход тайфунов местные газеты почти не реагировали. Виновна ли в этом цензура, сказать сложно. Думается, что пережившие трагедию войны приморцы попросту воспринимали удары стихии как досадную мелочь.

Так, по свидетельствам очевидцев, 24 августа 1946 года по улицам Владивостока, подобно бурной реке, неслись огромные потоки воды, а ветер сметал постройки и ЛЭП. В эти же дни газета «Коммунар» сообщала, что Ворошилов (ныне Уссурийск) готовился отметить День победы над Японией.

Городские предприятия встали на стахановскую вахту, опытное хозяйство МЖК рапортовало о рекордном урожае огурцов (1,09 пуда с 1 га), а школьники толпились в «обменном фонде» книжного магазина в ожидании учебников. Жители улицы Некрасовской в свободные часы чистили кюветы от ила, удаляли траву, делали водоотводы. За несколько дней они облагородили 2,5 км придорожных канав.

Примерно 10-11 сентября 1956 года на юго-восток Приморья обрушился тайфун «Эмма», самый опасный по силе ветра за всю историю метеонаблюдений. По шкале ураганов Саффира-Симпсона он имел четвертую (предпоследнюю) категорию. В Японии, Корее, Китае и СССР от стихии суммарно погибли 77 человек.

В газете «Коммунар» от 11 сентября ограничились сообщением, что в западной части Тихого океана бушует тайфун, из-за которого в столице Филиппин Маниле произошло наводнение. Скорость ветра в его эпицентре достигала 140 миль в час (62,6 м/сек). Говорилось, что стихия ударила также по Японским островам.

А вот как тайфун повлиял на Уссурийск и его жителей - неизвестно. Судя по заголовкам, уссурийцы в эти дни успешно претворяли решения партии в жизнь, радовались появлению «Ту-104» в гражданской авиации, переживали за Суэцкий кризис. А в парке ДК им.Чумака даже готовились к «Осеннему карнавалу».

Тайфун «Ирвинг» 18 августа 1979 года стал вторым по скорости ветра в истории Приморского края. Местами выпало до 200 мм осадков. Удар стихии вызвал паводки на реках края, стихия снесла мосты, размыла дороги, натворила бед в городах и поселках.

В газете о прошедшем тайфуне вспомнил лишь городской штаб по оказанию шефской помощи селу. Сообщалось, что стихия нанесла серьезный ущерб Уссурийску, а также три дня не было возможности выехать на поля. На комиссии сетовали, что нарушен ритм заготовки сена, скирдования соломы, сбора огурцов и помидоров.

12-13 сентября 1980 года по Приморью прошелся тайфун «Орхид». Сильней всего досталось восточным, южным и особенно северным районам, где скорость ветра достигла 35-40 м/сек. Но уже 19 сентября в Уссурийске на уборку урожая в подшефных совхозах выехали студенты, а 20 сентября, в субботу, туда направились работники городских предприятий.

Постперестроечная катастрофа

В постперестроечное время СМИ стали уделять больше внимания разгулам стихии. В газетах появились подробные отчеты, журналисты не скупились на сочные эпитеты.

Первым серьезно ударил по Уссурийску в эти годы тайфун с поэтичным именем «Джуди». Он оказался самым продолжительным по времени. С 24 по 30 июля 1989 года в крае выпало от 140 до 375 мм осадков. Из-за наводнения и оползней в Приморье погибло 15 человек.

«Разверзлись хляби небесные… Иные улицы представляли из себя нерукотворную Венецию или Бангладеш в сезон дождей: канавы вышли из берегов», - писала газета «Коммунар».

Множество домов затопило, размыло дороги. Вода в реке Раздольной остановилась на отметке 796 см.

Но настоящим испытанием для Уссурийска стал август 1990 года. За месяц до этого над краем пронесся тайфун «Робин». Город пережил его сравнительно спокойно. А 23 августа 1990 года из-за ливневых дождей разразилась катастрофа.

«Затоплены целые районы, под воду ушли жилые дома, гаражи, огороды с выращенным урожаем. Без содрогания нельзя смотреть на панораму, открывающуюся с высоты Пушкинского моста. Только по крышам домов и кое-где выглядывающим из-под воды заборам можно определить, что здесь были улицы», - писал в эти дни корреспондент.

Водные потоки перекрыли движение в районе автовокзала. Затопило улицу Волочаевскую, район Междуречья, район Пушкинского моста, улицу Чичерина, район Солдатского озера. В этот же день началась эвакуация населения.

«Еще утром 23 августа вода прибывала до 10 см в час, к обеду уже по 15 см, и в 12 часов уровень воды в реке Раздольной превысил критическую отметку 620 см. Река вышла из берегов», - сообщала газета.

Замеры в Раздольной показали, что подъем воды остановился на уровне 778 см. Урон, нанесенный Уссурийскому району, оценивался, как значительно больший, чем при «Джуди». Пострадали все села и хозяйства, за исключением Воздвиженки и Степного. Под водой оказались около 500 домов, затоплено две тысячи подворий, размыто около 8 тысяч га сельхозугодий, 126 км дорог, пострадали четыре моста. В Госстрах поступило более 400 актов от владельцев затопленного транспорта.

Время новое, проблемы те же

Шли годы. В стране сменился политический строй и экономическая система, да и сама Россия стала другой. Но по-прежнему с завидным упорством и непредсказуемой цикличностью в Приморье наведывались тайфуны.

Пришедший 17 сентября 1994 года со стороны Японии тайфун «Мелисса» ударил по юго-восточным районам края. В результате стихии в Приморье погибли 11 человек, пострадали 28. Из опасных зон эвакуировали более 4 тысяч человек. Но Уссурийску в тот раз повезло.

А вот следующий по пятам за «Мелиссой» тайфун «Кинна» наделал в городе бед. В Раковском водохранилище 20 сентября подъем уровня составил 80 см за 12 часов. До катастрофического сброса воды оставалось 25 см. В городе были затоплены все коллекторы, частично под воду ушли район железнодорожного вокзала и Междуречье, из-за подтопления отключили 11 электроподстанций.

После «Кинны» наводнения ненадолго, вплоть до рубежа ХХ века, оставили Уссурийск в покое. А вот 2000 год ознаменовался сразу четырьмя потопами. По этой причине в муниципальном образовании трижды вводился режим ЧС.

Первое наводнение вызвал паводок после тайфуна «Болавен». С 28 июля по 1 августа 2000 года в Уссурийском районе выпало
205,2 мм осадков, уровень воды в реках вырос на 255 см.

По улицам дождевые потоки шли валом. Взорвались шесть подстанций Уссурийского УМП «Электросети». На некоторое время из-за замыкания электролинии обесточенной оказалась железнодорожная слобода. Под воду ушли 3,5 тысячи га посевных площадей. Отрезанными оказались села Богатырка, Дубовый Ключ, Каймановка.

Чуть позже, 21 августа, на город обрушился очередной циклон из Китая. За ночь и полдня в Уссурийске выпало 60 мм осадков, в Раздольной вода поднялась на три метра, в Раковке и Комаровке - на 1,5 метра.

При этом в газете «Коммунар» вспомнили, что к осуществлению федеральной программы защиты города от наводнений должны были приступить еще в 1995 году. В реальности из всех работ началась лишь реконструкция Раковского водохранилища.

К 31 августа к Уссурийску подошел тайфун «Прэпирун». За 18 часов выпало 120 мм осадков. За сутки Раздольная поднялась на 2,8 метра. Затопило насосные станции ЗАО «Приморская соя», дистанции водоснабжения, «Водоканала». Вода на Раковском водохранилище стала вытекать через катастрофический водосброс. Произошло 299 обрывов проводов.

Река Казачка за ночь поднялась на три метра выше критического уровня. В Пуциловке затопило улицы, дома залило почти под крышу. Представители спецслужб и дипломаты заявили, что возможное открытие шлюзов китайской стороной - лишь слухи.

После тайфуна «Самоэй» с 16 по 17 августа к очередному наводнению уссурийцы отнеслись спокойно. За двое суток выпало 120 мм осадков. Вновь утонула Пуциловка, людей и скот эвакуировали. Часть сел оказалась отрезана от центра. В Уссурийске вода накрыла улицы вблизи Раковки, Междуречье, дома у Пушкинского моста, парк «Зеленый остров».

За год общий ущерб от наводнений составил более 60 млн рублей. Затопило свыше 3 тысяч га зерновых культур, 714 га картофеля, 446 га овощных плантаций, 2,3 тысячи га кормовых угодий. Более 3 тысяч садоводов лишились урожая на 30-50%. На местном рынке вдогонку к экономическому кризису выросли цены на плодоовощную продукцию.

Начинался ХХI век. Впереди были тайфуны «Руса», «Талас», «Гони», «Лайонрок» и суперливень 2017 года. Но это уже другая история.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива городского музея.

Поделитесь ...