Многие не знают, что, согласно закону, безработные тоже должны платить алименты. И не копейки, поскольку за основу принимается размер средней заработной платы по России - 46324 рубля.


Анна Сафронова.

Немалую долю работы службы судебных приставов составляет исполнение производства о взыскании алиментов. С начала года возбуждено 678 таких дел, всего на исполнении - 1669.

Огромным круговоротом документов и встречами с заявителями и алиментщиками занимается группа из трех судебных приставов-исполнителей - Анны Сафроновой, Оксаны Кравец и Нины Дмитриевой. Они знают много историй о том, как за злостную неуплату алиментов доходит до возбуждения уголовного дела и реального срока наказания, как отцы отрекаются от своих детей, требуя генетическую экспертизу, специально без конца меняют работу, переписывают свое имущество и счета на родственников… Лишь бы не платить алименты. По мнению многих мужчин, так они наказывают бывших жен. Хотя деньги, согласно закону, причитаются детям, которых надо кормить, одевать и т.д.

К сожалению, среди алиментщиков есть немало так называемых маргиналов, которые не желают трудиться. Счетов, чтобы их арестовать, не имеют, из имущества у них описывать нечего. Это опустившиеся люди, нередко лишенные родительских прав и обязанные по решению суда рассчитываться с государством за содержание их детей в детских домах.

- Многие не знают, что, согласно закону, безработные тоже должны платить алименты, - говорит Анна Сафронова. - И не копейки, поскольку за основу принимается размер средней заработной платы по России - 46324 рубля. То есть минимум 11 тысяч рублей. Иначе дело в конце концов закончится отбыванием срока в местах не столь отдаленных. Только для иных и это не урок: выходят на свободу и начинается все сначала…

Если маргиналы не платят алименты, потому что не с чего, а силой заставить их трудиться не позволяет закон, то трудно объяснить позицию вполне обеспеченных граждан, которые выплачивают назначенные им суммы только после того, когда их, так сказать, прижмут. К примеру, лишат водительских удостоверений (296 человек) или ограничат в возможности выехать за границу (в этом году 898 граждан). Были случаи, когда людей снимали с авиарейсов. Не «прорвался» недавно за рубеж теплоходом предприниматель, у которого задолженность составляла более 200 тысяч рублей: пограничники не выпустили его в Японию, куда он направлялся за товаром. Заплатил - и тогда поехал.

Водительское удостоверение суд может вернуть только при условии, что человек официально трудоустроен там, где этот документ ему необходим для работы.

Как рассказала Анна, в ее практике самая большая сумма невыплаченных алиментов составляла миллион рублей. Получить ее заявительнице удалось лишь после того, как была продана квартира должника. Положенное ребенку взыскательница получила, оставшиеся деньги отдала бывшему мужу.

Сумма алиментов бывает разной не только из-за размера зарплаты тех, кому их предстоит платить. Суд может принять за меру исчисления минимальный размер прожиточного минимума на ребенка в Приморском крае (сейчас эта сумма составляет 14048 рублей). Принимаются во внимание разные факторы. Самую большую сумму получает на ребенка женщина, чей бывший муж имеет солидный бизнес. Ему по карману платить шесть величин прожиточного минимума на ребенка, то есть 88288 рублей.

Отцы всякие бывают. Одни, живя припеваючи, всячески изворачиваются, чтобы обойти закон и не дать ни рубля лишнего бывшей семье. Другие же, наоборот, платят даже больше, чем назначено судом, говорят: «Это мои дети, кто еще поможет их поднимать?».

Есть просто негодяи. Скажем, перед судом, когда уже светил реальный срок наказания, папаша, который восемь лет не интересовался дочкой, вдруг изъявил желание с ней познакомиться и даже подружиться, дал 10 тысяч рублей и обещал вскоре погасить весь долг по алиментам. Женщина поверила, пожалела бывшего мужа и на суде сказала об этом. В итоге потом ни рубля от него не получила, дозвониться не могла, т.к. телефон оказался заблокированным. Далее по решению суда ему дали десять месяцев в колонии-поселении. Обвиняемый пытался обжаловать назначение такого наказания, но получил отказ. Вообще-то могло быть и хуже: злостным неплательщикам реально получить до восьми лет лишения свободы.

Некоторые всячески пытаются обойти закон. Пример: мужчина регулярно отчитывался перед судебными приставами квитанциями о том, что переводит назначенные алименты. Только оказалось, что он мошенник. Счет, на который перечислялись средства, открыл сам и для себя. Отчитался - потом снял свои денежки. Как вы понимаете, уйти от решения суда ему все-таки не удалось.

- Алименты платят не только детям, но и родителям, - продолжает разговор Анна Сафронова. - Это печальные истории, поскольку означают, что совершенно разрушены внутрисемейные связи. Обычно суд назначает половину суммы прожиточного минимума для пенсионеров Приморского края, который сейчас составляет 10353 рубля. Если детей, скажем, двое, то платят пополам.

Судебные приставы занимаются и делами по исполнению решения суда о дне и времени встреч бабушек с внуками, отцов с детьми. Для некоторых взрослых дети становятся орудием мести друг другу. Они не понимают, что этим жестоко вредят им, ломают психику.

Был случай, когда мать выступала категорически против, чтобы отец ее малолетних детей брал их к себе домой. В своей квартире видеть бывшего мужа тоже не желала. В итоге по просьбе отца суд установил местом встреч центральную площадь города. И каково детям общаться там с папой зимой?

- В наш адрес столько жалоб пишут… - печально улыбается Анна Сафронова. - Только в подавляющем большинстве они совершенно не обоснованные, порождены правовой неграмотностью людей. Работа у нас сложная, и не только бумажная. Очень тяжело, когда судебным приставам-исполнителям приходится заниматься, к примеру, передачей по решению суда детей одному из родителей, разыскивать и доставлять в тубдиспансер больных с открытой формой туберкулеза, выселять семьи из незаконно занятого жилья или за огромные долги по ЖКХ.

Ирина СНЕГИРЕВА.

Поделитесь ...