Свой профессиональный праздник сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии отметили 29 октября. В этом году службе исполнилось 66 лет.

За эти годы она прошла путь от «ночной милиции» и стрелков ВОХР до войск Национальной гвардии Российской Федерации. В своем арсенале служба имеет не только весь спектр технических средств, но и наряды групп задержания - вооруженных полицейских, патрулирующих город в круглосуточном режиме.

Накануне праздника руководство Отдела вневедомственной охраны по городу Уссурийску предложило взглянуть на будни патруля изнутри. В один из дней знакомлюсь со «своим» экипажем - старшим полицейским ОВО Александром Яковлевым и полицейским-водителем ОВО Павлом Нифонтовым.


Утро

Утро в патруле начинается с осмотра внешнего вида, доведения ориентировок и развода на службу. Спрашиваю, какое взыскание может получить сотрудник, если утром придет неопрятным. В ответ недоуменные взгляды и пожимание плечами. Мои спутники говорят, что за несколько лет службы такого не случалось. В подразделении все взрослые люди, осознанно принявшие решение служить в правоохранительных органах. Парни оформляют необходимые документы, получают последние инструкции от дежурного, и патрульная машина выходит на маршрут. Уссурийск условно разделен на четыре сектора, в каждом из которых несут службу экипажи Росгвардии. Основная их задача - оперативно среагировать на срабатывание технических средств охраны, установленных на объектах. Одновременно с этим они участвуют в охране правопорядка на обслуживаемой территории.

Выезжаем на маршрут, знакомимся ближе. Павел внимательно следит за дорогой. Чтобы его не отвлекать, беседуем в основном с Александром. Он коротко рассказывает о себе: в вузе получил диплом, отслужил в армии. Еще студентом осознал - судьбу хочет связать с органами правопорядка. И вот уже восемь лет он во вневедомственной охране. Говорит, что о своем выборе не пожалел ни разу, намерен продолжать службу и для этого получил второе образование - юридическое.

На улицах города

Передвигаемся на машине по городу. Патрульные внимательно разглядывают прохожих и встречные автомобили, осматривают улицы и дворы. Не исключено, что на пути встретится кто-то из фигурантов полицейских сводок.

Время от времени оживает рация - оперативная обстановка в Уссурийске и близлежащих районах изменяется, совершаются новые правонарушения. Службу сотрудники ОВО несут в системе единой дислокации с ППС и ГИБДД ОМВД. Экипаж должен быть в курсе всего, что происходит вокруг.

В нашем секторе пока все спокойно. Мои спутники говорят, что это типичная ситуация для утра. А вот с наступлением темноты для патруля наступает насыщенное событиями время, на улицах появляются подозрительные люди.

- С какими нештатными ситуациями приходится сталкиваться во время патрулирования? - спрашиваю я.

- Случается всякое, - говорит Александр. - И грабежи, и разбои, различные административные правонарушения, сработки тревожной сигнализации.

- Приходилось задерживать преступников с оружием?

- С боевым, к счастью, пока нет. В перестрелках участвовать не доводилось. Чаще всего или холодное оружие, или травматическое. Если честно, мы до последнего не знаем - что за пистолет держит в руках правонарушитель. Игрушка это, «травмат» или «огнестрел». Его боевые свойства уже позже выясняют эксперты.

Напарники

- В полицейских боевиках часто показывают, что напарники всегда вместе, неразлучные друзья. А как в жизни? - не отстаю я от Александра.

- Примерно так и у нас происходит. Общаемся на выходных и праздниках, дружим семьями, ходим в гости.

- То есть хороший напарник - это большая удача?

- Это не просто удача, это самое главное в экипаже. Ты должен быть на 100% уверен в нем, знать, что у тебя прикрыта спина. Ты всегда предвидишь его действия, знаешь, как он поступит в следующую секунду, чего от него ждать в экстремальной ситуации.

- А если люди не сработались?

- У нас с этим строго. Если командир видит, что в экипаже что-то неладно, он производит замену. Или ты сам говоришь, что хочешь с таким-то человеком работать в паре. Обычно идут навстречу.

Тревога

В очередной раз в машине оживает рация. В доме на улице Агеева сработала сигнализация. Причина неизвестна. Наш экипаж ближе всех. Разворачиваемся. Павел включает проблесковый маячок и сирену.

Через пару минут прибываем на место. С оружием наизготовку парни входят в подъезд многоэтажки, осматривают его до самого чердака - вдруг вор притаился поблизости. За дверью, где сработала сигнализация, в прихожей горит свет. Звонок. На пороге появляется растерянная девушка, смущенно разводит руками. Говорит, что пришла уставшая со смены, забыла снять квартиру с охраны.

Короткая проверка документов, и экипаж убеждается, что все в порядке. После доклада в дежурную часть возвращаемся на маршрут.

- А что, если бы действительно ограбление? - допытываюсь я.

- Первым прибывает тот экипаж, кто непосредственно в секторе тревоги, следом - кто ближе всех из соседних. Дежурный всегда знает, кто и где патрулирует, он и корректирует группы. Раньше мы патрулировали втроем, сейчас в машине только двое. Поэтому на любую нештатную ситуацию выдвигаются не меньше двух автомобилей, так как требуется поддержка. А дальше - по обстановке. Нюансов у нас много. И еще надо понимать, какой рубеж сработал, какой шлейф сигнализации.

- И часто приходится выезжать «по-боевому»?

- Как правило, если вор видит, что квартира на сигнализации, то обходит ее стороной. Чаще объектом проникновения становятся торговые точки и различные фирмы. Недавно у нас случай был: приехали на вызов к магазину, начали осмотр, а в стене - небольшой пролом. Дождались подкрепления, дежурный вскрыл двери, там воришка - сидит, грустит, наряд встречает. Бывают, конечно, и ложные сработки. Но пока ситуация неясна - действуем по инструкции.

О хамстве

По дороге разговорились о культуре вождения уссурийских автолюбителей. Даже завидев патрульную машину с включенным проблесковым маячком и сиреной, не все торопятся освободить дорогу. Что же тогда творится в час пик?

Мои спутники сразу вспоминают представителей «золотой молодежи», с которыми больше всего проблем на городских дорогах.

- Трудно сказать, чем руководствуются эти люди. Они ведь не знают, куда направляется патрульная машина. Скажу так - «мигалка» и сирена просто так не включаются. Возможно, что в это время кого-то избивают, грабят или насилуют, а несколько выигранных секунд могли бы спасти чью-то жизнь, - включается в разговор Павел.

Обратная сторона праздника

Пока на маршруте все тихо и спокойно, продолжаем разговаривать с Александром. Сотрудники Росгвардии - одни из тех, кто видит праздники «с изнанки». В эти дни фиксируется резкий всплеск преступности и мелких происшествий.

- Пока обычные люди празднуют и отдыхают, ситуацией пользуются правонарушители всех мастей, - рассказывает собеседник. - Чаще всего случаются банальные кражи и грабежи. Кроме того, горожане оставляют свой транспорт под окнами или на неохраняемых стоянках. Из-за этого растет число угонов, с машин скручивают колеса и другие детали.

Но оба патрульных убеждены: главный бич праздничных дней - выпивка. Под парами алкоголя совершается большинство преступлений, вспыхивают бытовые конфликты, которые нередко заканчиваются дракой или поножовщиной. Но и это не все.

- Нередко выпившие люди засыпают прямо на улице или возле подъезда, - рассказывает Александр. - Тогда мы вызываем скорую помощь, они приводят человека в чувство, реанимируют. Если бедолага пришел в себя и ориентируется в пространстве - отправляют его домой, если ведет себя неадекватно - госпитализируют. Хуже, когда наступает зима. Тогда с такими выпивохами приходится буквально «нянчиться». В зимнее время мы не можем человека оставить на улице - замерзнет.

О взаимопонимании

Не секрет, что бытует обывательское мнение - полицейские патрули привязываются к совершенно невинным людям и задерживают их, чтобы повысить показатели, для галочки. Спрашиваю, так ли это.

- Не смешите, - парирует Александр. - Для галочки мы точно никогда не работали, да и не было такого, чтобы мы искали повод задержать кого-то. Если остановили гражданина на улице, то или он по описанию похож на подозреваемого из ориентировок, или ведет себя подозрительно. Процесс выяснения личности занимает буквально несколько минут. Мы спрашиваем документы, а если их нет, задаем уточняющие вопросы, смотрим на поведение человека, проверяем, насколько он правдив.

- А если что-то пошло не так?

- Можно сказать, что мы как врачи - не только ждем откровенности, но и соблюдаем конфиденциальность. Если человек за собой не чувствует никакой вины, мы с ним расстаемся через две-три минуты. Только когда появляются серьезные сомнения, доставляем в отдел МВД для установления личности, и уже там задержанного проверяют на причастность к ранее совершенным преступлениям.

- А как с правонарушителями?

- Да и тут не все однозначно. Бывает, достаточно поговорить с человеком, урезонить его. И все. Задерживаем, если только он не унимается или совершил серьезное правонарушение. Для нас главное - профилактика.

- Часто сталкиваетесь с негативной реакцией?

- В основном негатив и агрессия исходят от подвыпивших людей, но почти в любом конфликте можно все решить миром. Тем более, чаще люди понимают, что мы стараемся защитить население, работаем для их безопасности. Конечно, хочется, чтобы наши земляки знали - мы такие же, как и они, только наделены обязанностями по охране общественного порядка. Но не все еще это осознают.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...