17 июня 1934 года в Никольск-Уссурийский из Забайкалья прибыл командир стрелкового корпуса Яков Захарович Покус, получивший назначение на должность заместителя командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА) по оборонному строительству.

В уютном кирпичном особнячке на улице Ленина, 3, он будет жить и работать до февраля 1938 года. Срок по историческим меркам совсем небольшой, но за эти несколько лет замкомандарма успел многое сделать для обороноспособности восточных рубежей СССР.


Учиться было некогда

Сын крестьянина родился в глухом селе Полтавской губернии 27 ноября 1894 года. В 1913 году окончил учительскую семинарию и начал карьеру учителем 2-классного училища. Если б не революции, то, наверное, поступил бы в университет и сделал педагогическую карьеру. Однако судьба распорядилась так, что с началом Первой мировой войны Яков был мобилизован в кадровую армию, произведен в унтер-офицеры, прапорщики. За веру, царя и Отечество воевал храбро, не раз ходил врукопашную, был ранен и за боевые отличия произведен в подпоручики. В 1917 году молодой человек получил шанс на полноценное образование в Ораниенбаумской высшей офицерской стрелковой школе, но… В ноябре, с победой большевистской революции, учебное заведение было распущено.

А дальше фантасмагорические события сумасшедших по накалу революционных дней сменялись одно за другим с калейдоскопической быстротой и пестротой. В 1918 году Покуса как революционера арестовывают немцы на оккупированной ими Украине, он бежит из-под ареста, скитается по лесам, примыкает к повстанческому отряду батьки Махно. Но вскоре понимает, что с батькой ему не по пути. Яков создает свой отряд, поднимает восстание против немцев и гетмана Скоропадского, вместе с махновцами вливается в состав Харьковской группы войск Красной армии.

В 1919 году Покус уже в Башкирии командует кавалерийской бригадой. От пуль не прячется, получает очередное тяжелое ранение. Выздоровев, руководит полком пехоты, воюя с деникинцами, позже - с поляками.

С ноября 1921 года служит на руководящей должности в штабе НРА ДВР в Чите, а осенью 1922 года руководит штурмом Волочаевских позиций и тем самым вносит заметный вклад в разгром белой Дальневосточной армии в Приморье. 28-летний полководец дважды награждается орденом Красного Знамени, золотыми и серебряными именными часами.

После всего этого Яков Захарович набирается опыта мирного военного строительства в Забайкалье. Затем его переводят в наш край.

Баланс сил на Востоке

ОКДВА была сформирована приказом Реввоенсовета СССР от 6 августа 1929 года, и в ее состав были переданы войска Сибирского военного округа, расположенные на территории Дальневосточного края, Бурят-Монгольской АССР, а также Иркутского округа Сибирского края. В оперативном подчинении ОКДВА также находились Амурская военная флотилия, пограничные войска плюс Забайкальская и Уссурийская железные дороги. Первую серьезную проверку на прочность новое формирование получило в октябре-ноябре 1929 года, когда дальневосточники нанесли ряд сокрушительных упреждающих ударов по частям Мукденской армии в ходе вооруженного конфликта на КВЖД.

Но агрессивная Япония, проводившая хищническую территориальную политику, по-прежнему представляла серьезную угрозу нашим дальневосточным рубежам. И потому в августе 1931 года по поручению ЦК ВКП(б) на Дальний Восток прибыла комиссия под руководством наркома Климента Ворошилова. По результатам ее работы 18 февраля 1932 года и были сформированы Приморская (со штабом в Никольске-Уссурийском) и Забайкальская (со штабом в Чите) Группы войск ОКДВА.

Вновь назначенному замом командарма Покусу первые дни приходилось буквально дневать и ночевать в штабе. Он организует планомерное усиление мощи ОКДВА: в Приморье из Сибири перебрасываются две стрелковые дивизии, с запада - два танковых батальона и дивизион бронепоездов, а на Уссурийской железной дороге дислоцируется железнодорожная бригада. Не забыл он и авиацию: части местной авиагруппы перевооружаются на истребители И-5 и многоцелевые самолеты Р-5. Работа кипит день и ночь, но проблем по-прежнему выше крыши. Не хватает военных строителей, а плановая организация снабжения, как подчеркнули в своей сводке зоркие гэпэушники, приводит к «…несвоевременному и неполному обеспечению строек материалами и механизмами, неудовлетворительной организации работ». А ведь кроме военных сооружений, от Якова Захаровича требуется в сжатые сроки возводить объекты снабжения и коммунально-бытового обслуживания, склады и хранилища, ремонтные мастерские, обеспечивать вновь созданные гарнизоны коммунально-бытовыми постройками и электрическим освещением. Хоть разорвись.

Чтоб выправить ситуацию и ликвидировать отставание в приморской оборонке, с подачи Покуса в Приморье начинается принудительное формирование строительных частей из числа военнообязанных - гражданских лиц, общей численностью 30 тысяч человек. Ну а руководство «гражданскими строителями» возлагается на командиров действующих войсковых частей. В результате за календарный год был выполнен весь основной объем строительных работ во всех укрепрайонах ОКДВА. А к началу 1938 года главная задача, поставленная перед Яковом Захаровичем, - обеспечение обороноспособности Приморья - была им в целом решена. Существенно возросшая численность войск (особенно механизированных), артиллерии, авиации, легких сил флота, создание системы сухопутной и береговой обороны позволили обеспечить необходимый баланс сил в заочном военно-политическом противостоянии с недружественной Японией.

Но Родина героя не поощрила. Ранним утром 22 февраля 1938 года в дверь гостиничного номера в Москве, где Покус находился по делам службы, требовательно постучали и увели его. Забегая вперед, отметим, что под топор сталинских репрессий попали все пятеро командующих Приморской группой войск: Василий Блюхер, Витовт Путна, Иван Федько, Алексей Балакирев и Михаил Левандовский.

Дважды обвиненный

Как следует из первого обвинительного заключения, составленного в конце марта 1939 года, Яков Захарович «разрабатывался» чекистами уже длительное время по наводке сослуживца. Его назвали «участником военного заговора» и шпионом «против СССР», кроме того, он «возглавлял руководство подрывной деятельностью заговорщиков». В обвинительном заключении говорилось, что, когда Покус дрался с белогвардейцами и интервентами в Приморье, он «…в 1922 году передал японской и германской разведкам сведения о состоянии войск Народно-революционной армии, о дисциплине бойцов НРА, а также о планах командования НРА и местных советских органов по обороне края». Однако Главная военная прокуратура дело прекратила и Покуса отпустили на свободу. Он восстановился в партии и рядах РККА, устроился преподавать в Военную академию Генштаба. Но…

3 октября 1940 года Яков Захарович был во второй раз арестован по тому же обвинению. Спустя четыре месяца избиений и издевательств начал давать показания о своей «преступной заговорщической деятельности». На этот раз 16 июля 1941 года Военная коллегия Верховного суда СССР, учитывая чистосердечное раскаяние обвиняемого, сочла возможным сохранить ему жизнь и ограничилась десятью годами лагерей «с поражением в правах на 5 лет, с лишением присвоенного ему воинского звания «комдив» и конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества».

18 сентября 1945 года красный комдив скончается на больничной койке от истощения и дистрофии в ИТЛ Устьвымьлага Коми АССР.

Улица Покуса есть в Спасске-Дальнем и в Хабаровске. В нашем городе улицы его имени нет, зато имеется мемориальная доска, которая размещена на здании особнячка, где он раньше жил.

Геннадий ОБУХОВ.

Фотоиллюстрации с сайтов img.google-info.org, upload.wikimedia.org.

При подготовке материала использованы:

Книги «Созвездие полководцев» (автор П.И. Батов), «Штурм Волочаевки и Спасска» (автор
Я.З. Покус), электронная публикация «Штрихи к портретам» с сайта rufort.info.

Поделитесь ...